«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я приведу тебе слова преподобного Серафима, и тогда тебе станет сразу ясно, о чем идёт речь: "Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель жизни нашей христианской, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить: но цель жизни нашей есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании её-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской". "Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия".

Неизвестный. Ты приводишь слова преподобного Серафима. Но это идеал, созданный монахами. В нём содержатся все черты "умного делания". Об этом я ещё буду говорить с тобой. Разве Христос ставил такую задачу перед своими учениками? Разве христианский идеал нравственности похож на эту мистику?

Духовник. Нет, именно этот идеал и есть конечная цель нравственной жизни каждого христианина. Так учит и Слово Божие, и святая Церковь, и святые отцы.

Неизвестный. Не можешь ли ты указать мне, где именно говорится в Слове Божием и у святых отцов о "стяжании Святого Духа" как конечной цели нравственной жизни христианина?

Духовник. Изволь. В Евангелии от Иоанна читаем: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Ин. 7, 38-39). "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14, 16-17). В посланиях Апостольских читаем: "...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5, 5). "Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. ...Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. ...Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим. 8, 9, 11, 14).

Святые отцы с древнейших времен всесторонне раскрывали это учение, и святая Церковь хранит его как святую истину. Об этом я мог бы привести тебе множество свидетельств. Но по установленному у нас обыкновению не буду чрезмерно пользоваться цитатами для подтверждения своих слов. Я буду предполагать их тебе известными, а если они неизвестны тебе -- ты потом можешь восполнить этот пробел в твоих познаниях. Но так как в данном случае ты и сам просил меня, я приведу тебе из многого то, что сейчас имею под руками.

Св. Игнатий говорит, что совершенный христианин "имеет в себе Бога". Св. Ириней Лионский спрашивает: "Что сделает полная благодать Духа?" -- и отвечает: "Она сделает нас подобными Ему". Св. Симеон Новый Богослов говорит: "Целью всех живущих по Богу должно быть благоугождение Господу Иисусу Христу и примирение с Богом Отцом через приобретение Духа Святого и через это получить спасение: ибо лишь в этом заключается спасение всякой души. И если у нас нет этого искания Духа Святого, то напрасен всякий труд и суетно всякое делание наше; бесполезен путь, не ведущий к сему. Кто же обогатился сим небесным сокровищем, разумею пришествием и вселением в него Христа, Который сказал: "Аз и Отец Мой приидем и обитель у него сотворим", -- тот по опыту знает, какую получил радость, какое сокровище имеет в сердце своём; беседуя с Богом, как друг с другом, бездерзновенно стоит он пред лицом Того, Кто обитает в нём в свете неприступном. Кто верит тому, что я говорю, тот блажен; кто трудится, чтобы действительно приобрести это, тот треблажен; кто же достиг и, как сын, дошёл до Самого Бога, тот, чтобы не сказать мне нечто большее, -- ангел. Кто же думает, что имеет в себе Духа Святого, на самом же деле не имея, тот, когда слышит, что, однако, действия Святого Духа явно и ощутительно бывают в тех, которые действительно его имеют, -- никак тому не верит; ибо всякий по собственному состоянию судит и о других. Но кто не сподобился приобрести сие благо, тот пусть винит себя одного, а не говорит в извинение, что дело это невозможное. Будучи обличаем и удостоверяем Священным Писанием, да знает таковый, что дело сие возможно, но по причине нарушения и неисполнения заповедей Божиих каждый сам себя лишает сего блага".

Св. Григорий Палама говорит: "Надлежит постоянною молитвою стяжать Духа Святого, и не только стяжать, но и сохранить". У св. Макария Великого читаем слова, которые почти дословно совпадают со словами преподобного Серафима: "Как ни прекрасны пост, молитва и различные способы и подвиги, однако неразумно останавливать на них своё внимание, но исполняя их, необходимо все свои прошения обратить на приобретение Святого Духа Божия". В другом месте он говорит: "Когда душа твоя будет в общении с Духом Святым и сия небесная душа войдёт в душу твою, тогда совершенный ты человек в Боге, и наследник, и сын".

Неизвестный. Да. Я вижу, что ты прав. Слова преподобного Серафима соответствуют если не Евангелию -- об этом я скажу тебе после, -- то, во всяком случае, учению Церкви. Но какое всё это имеет отношение к вопросу о противоречиях в учении о законе и благодати? По-моему, эти противоречия остаются в силе. Они дают себя знать и в том, что говорят святые отцы. Вот, например, св. Ириней Лионский говорит, что "полнота благодати Духа сделает нас подобными Ему". Значит, как будто бы всё дело в благодати. А у св. Симеона Нового Богослова сказано: "...По причине нарушения и неисполнения заповедей Божиих каждый сам себя лишает сего блага". Значит, всё зависит от человека -- исполнял бы заповеди Божии и получил бы Духа. Где же тут примирение противоречий?

Духовник. Ты ищешь примирений логических, внешних, формальных. Но неужели ты всё ещё не чувствуешь тот особый характер религиозных истин, который выше логического формализма. Ведь неподвижность вечности и подвижность времени примиряются же для тебя в созерцании целостности бытия. Так же примиряется и абсолютное значение благодати с относительным значением закона...

Неизвестный. Я прошу тебя разъяснить мне это.

Духовник. Непременно. Ибо здесь лежит ответ на твой вопрос о взаимоотношении закона и благодати. Ты знаешь теперь, что конечная цель нравственного совершенствования христианской жизни -- стяжать Духа Святого Божия. Именно это состояние есть Царство Божие внутри нас, именно в этом состоянии наше спасение. Именно оно есть начало той блаженной жизни в Боге ещё здесь, на земле, о которой предрёк Спаситель всем уверовавшим в Него как в Сына Божия и пребывающим в Его Святой Церкви. Но как же стяжать Святого Духа? Что для этого должен сделать человек? Он должен соблюдать закон.

Неизвестный. Нет! Мы оправдываемся не делами закона, а верою, благодатью!

Духовник. Подожди! Ты говоришь начало фразы, забывая её конец, и вспоминаешь конец фразы, забывая её начало.