«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Духовник. Рассмотрим с тобой, каково значение закона в отношении беспредельной задачи богосовершенства и благодатного состояния, которое даётся Духом Святым. Закон -- это тот путь к достижению высшего состояния совершенства, прохождение которого требует личных усилий человека.

Исполнение нравственного закона -- это то, что должен сделать человек. Именно об этом нравственном усилии говорится в следующих словах Спасителя: "...Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Но спасение, то есть жизнь в Боге, "Царство Небесное" -- хотя и не даруется без этих усилий, но и одними этими усилиями не достигается. Оно есть действие благодати, и потому: "Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9, 16).

Я поясню тебе это таким примером: представь себе прекрасный дворец. Двери его закрыты. Дорога к нему трудная и опасная. И Хозяин дворца говорит людям: "Хотите войти во дворец?" Двое из них отвечают: "Хотим". Хозяин говорит: "Я могу отворить вам двери дворца, и тогда вы войдёте в него". Они отвечают: "Но что мы должны для этого сделать?" -- "Дойти до его дверей, пройти указанный Мною путь". И вот оба они идут. Доходят до дверей. Стучат в них. Двери не отворяются. Они снова стучат. И опять не отворяются двери. Хозяин испытывает пришедших: что у каждого из них на сердце, с чем пришли к Нему. И вот один человек говорит: "Почему Ты не отворяешь мне? Я же прошёл весь путь. Я мучился. Страдал. Постился. Молился. Соблюдал заповеди Твои. Теперь Ты должен отворить мне двери дворца. Я имею право на жизнь в нём. Ты сам сказал -- приходи и будешь жить у Меня. Я пришёл, и Ты меня не пускаешь".

Хозяин ответит этому человеку: "Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего". И не впустит его. Другой скажет: "Я пришёл, как Ты велел. Если возможно, окажи мне Свою милость и впусти меня. А если нельзя, если Ты считаешь меня недостойным жить во дворце, благодарю Тебя, что Ты указал мне этот путь, и позволь мне жить хотя бы около его дверей". И Хозяин отворит двери и скажет: "Иди, ибо Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его". Но что скажет Хозяин тем, которые не пошли вовсе и всё же будут надеяться, что они окажутся во дворце? Хозяин скажет им: "Идите от меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Неизвестный. Постой! Но ведь если так, если всё от милости, то, очевидно, Хозяин может не пустить прошедшего путь и, напротив, впустить того, кто прошёл его плохо или не прошёл вовсе?

Духовник. Твой вопрос так же нелеп, как -- помнишь -- вопрос "может ли согрешить Бог?" и вывод: если не может, значит, Он не всемогущ. Ведь Бог не только всемогущ, но и всесовершенен, и потому Он "не может" согрешить не потому, что не всемогущ, а потому, что всесовершенен. Так же и здесь. Не потому отворит двери Хозяин дворца, что он обязан это сделать, не потому, что человек, пришедший ко дворцу, имеет право этого требовать "по делам закона", а потому, что Хозяин -- совершенная Любовь и совершенный Судия.

Неизвестный. Ну, кажется, я тебя начинаю понимать. Вопрос, значит, переносится в область внутреннего самочувствия. Спасение не по формальному признаку, а по духовному состоянию.

Духовник. Совершенно верно.

Неизвестный. Но всё же не можешь ли ты пояснить мне взаимоотношение закона и благодати?

Духовник. Взаимоотношение закона и благодати таково же, как взаимоотношение человеческой воли и воли Божественной. Человек для своего спасения должен привести к некоему единству свою волю с Божественной волей. И исполнение закона должно быть в полном единстве с действием благодати. Благодать не отменяет закон, а восполняет его. И Господь не упраздняет свободной воли человека, а восполняет и объемлет её Своей Божественной волей. Иногда воля Божия может на время приостанавливать действие свободной воли человека. И благодать выше закона, и потому в отдельных случаях может приостанавливать действие закона.

Неизвестный. Что ты разумеешь под словами "приостанавливать действие закона"?

Духовник. Это будет тебе ясно из примеров. Закон гласит -- не лги. Но в житиях святых есть отдельные случаи, когда высшее благодатное состояние повелевало сказать неправду. Закон гласит -- не убий. Но в житиях святых есть случаи, когда исповедники веры, в ревности о Боге, убивали богохульников. Закон гласит: самоубийство -- непрощаемый грех. Но в житиях святых есть случаи, когда мученицы, под угрозой бесчестия, водимые благодатию Божией, кончали жизнь самоубийством, и Церковь причисляла их к лику святых и самоубийство их рассматривала как мученический венец.

Неизвестный. Понимаю. Но вот вопрос о практическом, а не теоретическом взаимоотношении закона и благодати всё же для меня ещё недостаточно ясен.

Духовник. Представь, что ты должен поднять тяжесть в несколько пудов весом. Сил у тебя мало, но Господь повелевает поднять её. Как тебе поступить? Отказаться? Сказать: не под силу, не могу? Это страшный грех. Взяться за дело, рассчитывая на свои силы? Это грех ещё более страшный. Ты должен исполнить повеление Божие в полном сознании ничтожности своих сил и в твёрдой уверенности в Божественной помощи. Что от тебя требует Господь? Он требует от тебя не непосильного. Он требует, чтобы ты встал, протянул свою руку и начал всеми своими силами поднимать тяжесть. Это и есть нравственный закон и личное твоё участие в достижении совершенства. Когда ты будешь исполнять это -- невидимая всемогущая рука соединится с твоею рукою и вместе с тобой будет поднимать непосильную для тебя тяжесть. Это благодатная помощь в самом исполнении нравственного закона. Это то, что преподаётся тебе в таинствах. А дальше всемогущая рука возьмёт тяжесть из твоих рук и сама поднимет её на ту высоту, до которой не могут дотянуться твои руки, -- это то высшее благодатное состояние, которое совершенно не зависит ни от твоих усилий, ни от твоих заслуг, которое даётся милосердием Божиим по Его святой воле. Вот тебе наглядное изображение практического взаимоотношения закона и благодати.