Поучительные слова к египетским монахам

Представим себе, возлюбленные, предстоящих земному царю и служащих тленному престолу; с каким знанием дела и страхом предстоят они царю своему? Не тем ли паче мы, как верные, должны предстоять небесному Царю со страхом и трепетом и со всяким благоговением? Посему, возлюбленные, не признаю хорошим, взирать бесстыдным оком на предлежащие Тайны тела и крови Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И да убедит нас в сем Божественное Писание, говоря: трепетен же быв Моисей не смеяше смотрити (Деян.7:32). Ибо написано: прославляющия Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет (1Цар.2:30). Ты смотришь как человек; а Он, как Бог, знает глубины сердца твоего и провидит помышления твои. Ибо несть тварь не явлена пред Ним (Евр.4:13).

Как же осмеливаются иные оставлять службу Божию и уходить до отпуска без всякой нужды? Ужели, когда ты позван на вечерю к богатому человеку, осмелишься встать из среды возлежащих с тобою и пойти домой? Не будешь ли терпеливо ждать, пока встанут все вместе?

Итак, придем в страх, возлюбленные, потому что написано: проклят всякий творяй дело Господне с небрежением (Иер.48:10). Постараемся в этом кратком и лукавом веке быть богоугодными Богу, чтобы наследовать нам царство вечное. Ибо Он свят, во святых почивает, и малодушным подает долготерпение. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 20. О различных дреманиях

Как я рассуждаю, братия, три есть рода дреманий, которые смущают человека ночью. И первое случается испытывать брату по действию лукавого, когда брат начнет петь псалмы. Но если нет в брате лености, оно никакой не имеет силы. Сильнее же тревожит, если обременено чрево у брата яствами и питиями. Второе находит на брата среди Божией службы, по собственному его нерадению, когда брат не употребил усилия достоять до окончания правила, но среди службы хочет оставить поющих псалмы и идти на свою постелю. Третье же случается испытывать брату по требованию природы, то есть, по окончании правила обычной службы.

Посему надобно иметь долготерпение в рассуждении братий, более немощных, чтобы не исполнялся умысл врага. А ты, брат, не будь нерадив о том, чтобы трезвиться во всем.

Пристрастие к ненасытному сну подобно страсти чревоугодия. Если кто привык есть много, то и природа требует многого; а если привык кто к воздержанию, то природа не требует многоядения. Примени к себе рыбаков: всю ночь они проводят в бодрствовании, не оставляя своего дела. Если же кто из них, обремененный сном, предавшись нерадению, уснет: то, когда встанет от сна, увидит, что ничего им не поймано, а бодрствовавшие и трезвившиеся остались с запасом. Тогда начинает сам в себе раскаиваться и говорить: "Увы мне грешному, нерадивому и ленивому! Понерадел я и уснул, а то бы и я, как товарищи мои, поймал и запас себе что-нибудь. Но теперь вот по нерадению пойду к себе домой ни с чем, совершенно с пустыми руками. Уснуша, сказано, сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75:6). Примени к себе, возлюбленный, гончаров и занимающихся кузнечным делом; и там найдешь весьма великий и непомерный труд, а также терпение. Но у нас ни дымом, ни пеплом не покрыто тело; мы не терпим ничего иного сему подобного, стоим же на чистом, освященном месте, пред Господом в благоговении и в великом мире, в духовном радовании, в благой надежде; почему же ленимся мы, возлюбленные? Велико ли время наше на земле? Вот Пророк вопиет: человек суете уподобися: дние его яко сень преходят (Пс.143:4).

Итак не входи в состязание со мною нерадивым, погубившим терпение, твердо зная, что, кто трезвится, тот в приобретении; а кто нерадит, тот в ущербе. Ибо каждый из нас даст отчет Богу. О себе же знаю, что по делам своим безответен я. Увещавая других, сам остаюсь в том же нерадении. Почему прошу вас, верные рабы Спасителя, за меня грешного умолять Спасителя нашего Христа, Царя горних сил, чтобы по множеству щедрот Своих загладил он множество грехов моих и спас меня в пренебесном царстве Своем.

Не почитай для себя приобретением сон и телесное упокоение; приобретение же и упокоение для человека - непрестанно принуждать себя к делу Господню. Итак будем принуждать себя, возлюбленные, чтобы Господь, пришед, нашел нас бодрствующими и сподобил блаженства Своего; ибо Сам Он сказал: блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих (Лк.12:37). Будем друг друга умолять, возлюбленные, друг другу внушать страх Божий, друг в друге возбуждать усердие к славословию Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он воскресил нас со всеми возлюбившими явление Его и поставил нас одесную Себя в царстве Своем. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 21

Если брат идет в монашество из каких-нибудь видов, то ежели не будет он трезвиться, диавол вскоре, и ни мало не медля, поглотит его. Ибо лукавый начинает влагать ему в мысль и говорить: "Для чего хочешь ты трудиться в добродетелях, изнурять себя и бедствовать без всякого за то вознаграждения? Разве по собственному своему произволению пошел ты в монашество? Полагаю, что встретилось с тобою такое обстоятельство, и по нужде стал ты монахом; ибо думал ли когда быть монахом? Поэтому не решайся бедствовать понапрасну; Господь не благоволит к тебе в этом деле". Вот что внушает враг брату, желая ввергнуть его в глубину отчаяния. Тогда уже брат, не рассуждая о Господнем к нему благодеянии, ослепившись умом, предается отчаянию. Тогда уже начинает брат жить в нерадении и небоязненности, противоречить всякому, большему и малому, и вдаваться в ненасытный сон. И если сделал когда что доброе, раскаивается, почитая это для себя ущербом; а от сего непрестанно ропщет и жалуется сам на себя; одним словом, сам себя предает погибели. И когда бы надлежало ему в большей степени потрудиться в добродетелях, делает он противное тому, не рассуждая о Господних к нему благодеяниях. Ему надлежало бы сказать в себе; "сколько таких, душа, которые за многие только посты и милостыни сподобились вступить в подобный род жизни? А я в нерадении проводил все время жизни своей, и Господь, не помянув многих грехов моих, сподобил меня такого успеха - вступить в почтенную и неразвлекаемую жизнь. Поэтому, душа, постараемся мы сотворить дела достойные покаяния, чтобы не понести нам иначе двойного наказания, как уничижившим благодать Божию и не помянувшим благодеяний Божиих".

Выслушай же на это и притчу. В некоторой стороне был богатый человек и купил себе имение за рекою, и созвав рабов своих, отправился тотчас в дорогу, а имение разделил им, дав каждому, сколько сам хотел, и сказал им: "пусть каждый из вас идет на свой участок и работает на нем, пока не приду посмотреть на работу вашу". И одни из них оказались благодарными и приверженными к господину своему; и они не ослушались приказания своего владыки; а другие из них, будучи непокорны и упрямы, стали противоречить своему господину, говоря: "не послушаемся слова твоего, не пойдем за реку и не станем работать в имении твоем". И при всем этом господин их не прогневался. Но богатый приготовляет тогда рабам своим питие и, упоив непослушных рабов, отдал приказание другим своим слугам; и они, перевезя их через реку, положили каждого из них на том участке который дал им господин их. И после этого один из них, отрезвившись, видит, что лежит он за рекой на участке, который дал ему господин его. И раб этот пришел от того в ужас и сказал сам в себе: "если так полюбил меня господин мой, что, при моей непокорности ему, не прогневался на меня, но перенес все великодушно и, как во сне, переправил меня чрез эту большую и быструю реку и положил на участке моем; то и я посему буду усердно работать в имении его, помня его благодеяния". И начал раб этот прилежно работать, так что сравнялся с начавшими дело прежде него. Потом проснулся и другой раб и нашел себя за рекою в имении господина своего. Но он был лукав и упорен и сказал сам в себе: "вот господин как бы во сне переправил меня чрез эту большую и быструю реку; а я поле его оставлю в запустении и посмотрю, что со мной он сделает". И этот ленивый раб опять лег и уснул; во время же сна его выросли терния и сорные травы, и закрыли его собою. Много потом прошло времени, и господин рабов тех пришел посмотреть на дело каждого и, видя работу прежде начавших, благословил их. Потом идет также к рабу, которого переправил через реку, как во сне и, видя хорошую работу его, порадовался на него, и благословил его. После же сего идет посмотреть на ленивого раба и на дело его; и пришедши, находит, что он спит и покрыт терниями и сорными травами. И господин его, обратив к нему речь, сказал ему с угрозою: "для чего ты, раб лукавый и ленивый, оставил поле в запустении? Или не знал ты, как переправил я тебя сонного за реку и положил на том участке, который отделил тебе, и не помнил прежней твоей непокорности? Не надлежало ли и тебе подражать своему товарищу, которого таким же образом переправил я за реку?" Тогда раб тот не нашел никакого оправдания в страшный для него день. И тогда господин их поступил с ними, как заслуживали дела каждого.

А ленивый раб - это человек, отвергнувший Божию благодать и вознерадевший о своем спасении. Ко всему же этому примени Савла. Взяв письма от архиереев, шел он в Дамаск, чтобы связать уверовавших в Господа, и, пошедши истребить веру, сам оказался проповедником веры. Ибо велики щедроты Господа ко всем призывающим Его во истине. Господу слава во веки! Аминь.

Поучение 22. О рукоделии