Поучительные слова к египетским монахам

Если же хочешь приступить к строгому житию монашескому, чтобы достигнуть большего совершенства; то, пока не положишь в уме своем, что ты преставился уже от жизни сей, и не будешь на мир сей и на славу его взирать как на разоренную кущу, до тех пор не возможешь преодолеть земные страсти и мирские похоти, яже погружают человека во всегубительство плоти и погибель (1Тим.6:9). Ибо не лжив Сказавший: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою обрести, погубит ю: а иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою (Мф.16:24-26)? Нет труда положить основание, трудно же совершить здание. Ибо чем выше возводится здание, тем больше представляет оно трудов строителю до самого окончания дела. Послушаем спасительного гласа, который говорит: Кто бо от вас хотяй столп создати, не прежде ли сед разочтет имение, аще имать, еже есть на совершение; да не, когда положит основание, и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему, глаголюще: яко сей человек начат здати, и не може совершити (Лк.14:28-30). У воинов брань кратковременна, а у монаха продолжается до отшествия его ко Господу. Посему надобно приступать к делу со всем тщанием, трезвенностью и терпением. Если, возлюбленный, вознамеришься убить льва: то берись за сие с твердостью, чтоб не сокрушил он костей твоих, как сосуд скудельный. Если ввергнешься в море, не теряй бодрости, пока не выйдешь на сушу, чтобы тебе, как камню, не погрузиться в глубину. Если вступаешь, брат, в борьбу; будь трезвен, чтоб противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противного тому.

Итак всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы, по вступлении в монашество, не сказать: "не знал я, что будет это со мною". Вот наперед сделано тебе сие известным, чтобы ты привел в порядок свой помысл, зная, что в сем выкажется твое искусство. Выразумей сказанное, возлюбленный, чтобы тебе не сегодня только, когда стоишь при дверях и спрашивают тебя, говорить: "все буду терпеть", а на утро отказываться от того и словом и делом: ибо Ангелы Божии предстоят и слышат все, что исходит из уст твоих. Смотри, возлюбленный, никто не принуждает тебя, и если истинно вступаешь в завет, смотри не солги, потому что Господь погубит вся глаголющыя лжу (Пс.5:7).

Итак вот что бывает с приступающим к Богу; сперва искушение, потом скорби, за тем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом препобежцает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией. Бог требует от нас только совершенной решимости, и Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: Защититель есть уповающих на Него (Пс.17:31). И еще говорит: близ Господь всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я (144:18).

Помолитесь же, прошу, и о нас, да даст Господь нам неукоризненно делать то же, что будем говорить. Ибо не как достигшие в сию меру подаем вам совет, но приступая к слову, призываем Господа Иисуса Христа, Подателя и Снабдителя словес, чтобы вместе и получить и принести пользу. Если так называемые зелейники тщательно разыскивали корни и виды трав, и предали сие письмени, - в чем ясно обнаруживается великое Божие смотрение об утешении болящих плотью; то не тем ли паче обязаны мы открывать сокровище благодати, на что и даровано оно? Не избег казни лукавый раб, скрывший по лености талант господина своего.

В руке Божией и мы и слова наши: Бог есть учай человека разуму (Пс.93:10). Ему слава во веки Аминь.

Поучение 3. К новоначальным подвижникам

Если, отрекшись от мира, придешь, возлюбленный, к братиям, остановишься в обители у братий, захочешь и вместе с ними жить и работать Господу нашему Иисусу Христу, увидишь же, что некоторые из братий бесчинно ходят и говорят неугодное Богу; то не обращай внимания на них и на речи их, предоставив им говорить между собою. Кто говорит неугодное Богу, тот не боится Господа, живя сам в нерадении. Уста таковых во всякое время глаголют всегда тяжкое. Но ты имей всегда пред очами своими Бога; ибо написано в псалме: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). И да не научит тебя страшный змий говорить: "если старцы поступают худо, что делать мне еще юному?" Но слушай Господа, Который говорит: мнози суть званы, мало же избранных (Мф.20:16). Возлюби свое спасение, чтобы тебе быть в числе избранных. Делающие лукавое, в обители или в ином каком месте, суть сыны лукавого, уподобившиеся плевелам среди пшеницы. Итак будь пшеницей, которую соберут в житницы Господни, а не плевелами, которые сожгут в огне неугасимом.

Не будем осуждать кого-либо; ибо не знаем, как он ведет себя в келлии своей, или как трудится пред Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает; ибо не знаем, каковы расположения его в келлии, или как трудится он пред Богом. Посему каждому из нас надобно быть внимательным к себе; потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу.

Всем сердцем своим внимай псалмопению и чтению божественных Писаний, и тук их впивай душою своею, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели: и будет радость и веселие сердцу твоему.

Будь кроток, послушен и благоразумен. Кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело, и молча возвратись в свою келлию, молча устами, но молясь сердцем. Будь послушен, чтобы сохранить тебе о Господе чистоту тела своего, как драгоценную жемчужину. Не щеголяй одеждами, и не хвались богатыми родителями; ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис.40:6-8). Взор обращай долу, а душу горе. С юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить - лишнее дело. С отроком не дли беседы, не входи в сообщество с упившимися или непокорными, или смехотворными; но весь день пребывай в страхе Божием, как говорит Апостол: ходите в премудрости, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:15-18). И еще: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8).

Поучение 4

Вот вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе; если сохранишь оный, то впоследствии воздаст Он тебе веселием.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочисленного братства, желая стать монахом, то да не обольстить тебя враг выйти из обители, до принятия тобою святого монашеского одеяния; иначе будешь сильно раскаиваться при конце, после того, как положено тобою доброе начало со всяким смиренномудрием. Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства. Ибо написано: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак.1:12).

Хочешь ли же, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает оного хорошим; то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он не покорен, сам на себя навлекает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго (Пс.2:11.12). Посему, кто любит правду, тот не погибнет; а кто ненавидит наказание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут помешаться вино и уксус: так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностию. В сем да убедит тебя Апостол, который говорит: кое согласие Христови с велиаром? Или кое общение свету ко тме (2Кор.6:14.15)? Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.