Правда и фантазии "Кода да Винчи"

Правда и фантазии "Кода да Винчи"

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

— Итак, о. Андрей, Вы прочитали "Код да Винчи". Вы часто смеялись при чтении романа?

— Да. Впервые я захохотал на 39-й странице. Там епископ Мануэль Арингароса "предпочел не привлекать внимания к своему высокому рангу". Он оделся скромно — и "лишь очень наметанный взгляд смог бы оценить... митру с аппликацией ручной работы" (с. 39) [1]. Митра —это высокий богослужебный (а отнюдь не дорожный) головной убор епископа. У православных епископов он скорее шарообразный, у католических — готически-заостренный с двумя вершинами. Так что это верный способ замаскироваться в самолете! Но поскольку католическую митру трудно счесть "женским символом", то простим Брауну его некомпетентность. Он не по этой части.Порадовал меня и такой пассаж: "Библия является главным путеводителем в жизни миллионов людей. Точно так же, как Коран, Тора и Пали являются путеводными звездами для людей других верований" (с. 411). Опять же простим Брауну распространенную дилетантскую ошибку (противопоставление Библии и Торы). Но что это за священная книга Пали? Пали — это язык, на котором написаны некоторые буддийские тексты. Браун, наверно, слышал о существовании "палийского канона" — собрания наставлений Будды на палийском языке. Но если бы он запомнил название этой группы "тхеравадических" текстов, то сказал бы: "Типитака". Здесь и далее роман цитируется по изданию: Браун Д. Код да Винчи. М.: АСТ, 2005. ^

— А Ваше самое большое удивление при чтении романа?

— То, что там нигде не рассказана байка про якобы бывший в древности церковный собор, который на полном серьезе обсуждал вопрос, считать ли женщину человеком или нет, и лишь большинством в один голос отцы все же признали наличие души "и у баб". Любимая сказка антиклерикалов. Странно, что Браун ее не обыграл. Наверно, эрудиции не хватило. Или бережет этот козырь для следующего романа.Отдельное спасибо Брауну за то, что, воспев гомосексуализм Леонардо да Винчи, он все же "сочетал" Христа с женщиной, а не с…Ну, и еще я был удивлен тем, что шифры какие-то детские. Я по ходу чтения самостоятельно находил ответ четырежды (а Лэнгдон еще маялся в догадках). Правда, в конце концов мне почудилось, что в книге оставлено еще одно зашифрованное послание, но оставленное не Соньером, а самим Брауном и не раскрытое им.Возможно, я в корне неправ, обличая невежество Брауна. Похоже, он сознательно подставляется, демонстрируя откровенные ляпы. Тем самым Браун (может быть) раскладывает серию ребусов, которые в итоге возвращают успешного поисковика в… его детскую комнату. С привычной иконой над кроваткой. Вот и читатель, позволивший себе увлечься построениями брауновских персонажей, с восторгом открывает для себя мир "истинного христианства". Но если он умерит скорость проглатывания страниц и начнет вдумываться в чтиво, возьмет в руки научные справочники и публикации первоисточников, то вскоре поймет, что ему врут. Дальше читатель обратит внимание на то, кто же именно вещает ему эти фальшивки.Главный идеолог "эзотериков" (Леонардо да Винчи в версии Брауна) — гомосексуалист, лжец, ради спокойствия исполняющий заказы презираемой им Церкви, а для души мастерящий орудия пыток. "Шутник и проказник" (с. 60).Тот персонаж, который наиболее "убедительно" излагает "эзотерическую" версию жизни Христа,— Тибинг — в конце концов оказывается главным мерзавцем и заказчиком всех убийств.В фильме (не в книге) утверждается, что крестовый поход, приведший к захвату Иерусалима ("самый массовый"), "был инспирирован "Приоратом Сиона"" — с целью захвата "Грааля".Да и сами масоны (в девичестве — тамплиеры), согласно Брауну, и в самом деле аккуратно исполняют все то, в чем обвиняла их Церковь: тут и групповой секс, и гомосексуализм, и магия, и поклонение идолу Бафомета с козлиными рогами (см. с. 382). Свое молчание они охотно продают за деньги и вообще много веков занимаются банальным шантажом Ватикана.Сам Браун так описывает реакцию обычного нерелигиозного человека на книги "альтернативных" ученых, лидером которых является Тибинг: "Знаменитый нью-йоркский редактор Джонас Фаукман нервно затеребил козлиную бородку. На протяжении всей своей блистательной карьеры ему, несомненно, доводилось повидать немало книг с самыми дикими идеями, но ни с чем подобным сталкиваться не доводилось. на лице его появилось выражение, какое бывает у человека, вдруг узнавшего, что Земля на самом деле плоская" (с. 198–199). Ну вот — сколь аргументирована мысль о том, что Земля плоская, столь же аргументированы и доводы Тибинга-Лэнгдона.Возможно, Браун сделал именно то, что, в его описании, сделал да Винчи,— исполнил политический заказ с тайной издевкой над самим заказчиком. Тогда его книга оказывается криптоавтобиографи-ческой. Как Леонардо писал христианские полотна с антихристианским подтекстом, так и Браун написал рекламно-эзотерическую книгу с антиэзотерической подкладкой.Читатель, заметив, на какой фальши замешаны теории "духовного христианства", может отшатнуться от него — к Христу нормальной традиции.Так что я готов предположить, что Браун и его книга умнее, чем кажутся. Быть может, это провокация, как раз призванная высмеять масонскую идеологию иувлеченных ею дилетантов. Смотрите, мол, из каких гнилых ниток соткана современная идеологическая мода, воспевающая "языческий феминизм" и "духовное христианство".Последние слова криптографического детектива откровенно инфернальны: "Голос мудрости… шептал из бездны, из самых глубин земли" (с. 542). А капитан Фаш, в конце романа оказавшийся все-таки положительным персонажем, четко говорит о пирамидке, которую президент Ф. Миттеран навязал Лувру (а именно под ее 666 стеклянными панелями и покоится брауновский "Грааль"): это "шрам на лице Парижа" (с. 31).Таким образом "уважаемые читатели", которые умудряются влюбиться в масонскую идеологию, изложенную Брауном через Тибинга, предстают в довольно дурацком виде! "О мина зла!" (с. 57).—Апологеты "Кода да Винчи" в последнее время отовсюду, в том числе и с дорожки Каннского кинофестиваля, пытаются заверить всех в том, что содержимое книги является простой фантастикой легкого жанра.— Если бы книга оставалась в жанре фантастики — пожалуйста, каждый волен фантазировать как хочет. В таком случае это была бы гипотеза в жанре "альтернативной истории": "А предположим, что Наполеон выиграл битву при Ватерлоо", "допустим, что в распоряжении Александра Македонского была танковая дивизия", "а что было бы, если бы Сталин в 41-м постригся в монахи...."Но "Код да Винчи" с первых страниц рекомендует себя как книгу научную. Уже в самом начале утверждается, что "в книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов…" (с. 7).Тем, кто говорит, что не стоит спорить с фантастической книжкой, я предлагаю самим сформулировать ряд тезисов, которые в романе Брауна фантастичны. Боюсь, что эти ряды окажутся очень разными у меня и у либеральных журналистов.Апологеты скажут, что фантазией является упоминание Брауном о существовании масонских лож (прежде всего "Приората Сиона"). Я же, скорее, склонен именно это считать самой правдивой чертой брауновского повествования.А вот согласятся ли апологеты Брауна с тем, что фантастичны именно те страницы романа, где излагаются теории о том, что гностические апокрифы сохранили истинное и древнейшее учение Христа, что "властолюбивые попы" задушили ту свободу духовного творчества, которая былау гностиков, что до IV в. христиане считали Христа простым человеком, который учил любви к женщине?..Боюсь, что именно эти тезисы "фантастической" книжки они тут же станут рьяно утверждать как самые что ни на есть достоверные.

— Оценка достоверности апокрифических Евангелий — это одно. Но сами описания произведений искусства в романе разве не точны?

— Начнем с общеизвестного. Картины да Винчи — это классика, известная всем. Берем в руки альбом репродукций, а в романе Брауна открываем страницу с описанием картины Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте" и читаем: "Мария держала одну руку… над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла" (с. 168).Неужто это можно счесть за объективное и достоверное описание леонардовского полотна? Достаточно посмотреть на светлый лик Марии на этом полотне, чтобы понять, что Она никому не собирается "хищно угрожать".Еще более замечательно то, что Браун (наверно, следуя традиции мексиканских телесериалов) перепутал младенцев: рука Марии в защитном жесте нависает над головой Иисуса. Этот малыш явно меньше того, кого Мария обнимает (Иисус младше на полгода), а на лондонском варианте этой картины высокий крестообразный посох будущего Предтечи ясно обозначает, кто где [1]. Потому Лэнгдон напрасно удивляется — отчего это у Винчи "младенец Иоанн благословлял Иисуса… а Иисус полностью ему подчинялся" (с. 168).Столь же тенденциозно и описание "Тайной вечери". В оригинале рука апостола Петра просто лежит на плече апостола Иоанна в ободряющем жесте. В "Коде" Иоанн отождествляется с Марией Магдалиной, и более того: "Вновь Софи на миг лишилась дара речи. Петр, изображенный на фреске, угрожающе нависал над Марией Магдалиной. Мало того, ребром ладони показывал, что готов перерезать ей горло. Тот же жест, что и на картине "Мадонна в гроте"!" (с. 300). Тут не только Софи лишается дара речи…Как фрейдист-школяр, Браун всюду видит танатос.Но еще чаще ему мерещится эрос."Продолговатый неф старинного собора символизировал собой чрево женщины. Все уменьшающиеся своды—это как бы губы влагалища, нависающие над входом складки — это клитор" (с. 391).В этом вопросе Браун просто дока. "Золушка", "Белоснежка" и "Спящая красавица" — это все повести "об угнетении священного женского начала" (с. 316). Точно! Раз апостол Иоанн оказался Марией Магдалиной, то мачеха Золушки — на самом деле злобный мужлан! А уж как семь гномов измывались над Белоснежкой, пока ей не помогла та самая колдунья, от которой она пряталась у мужиков!Так что описания произведений искусства в романе далеки от достоверности и объективности. Вообще, книга написана с позиций "презумпции виновности" христианства. Если есть две версии одного события — церковная и нецерковная, то Брауном безусловно отвергается церковная, даже если она древнейшая. Ну достаточно сравнить "Евангелие от Марии", в котором нет просто ни слова о любви к человеку, нет никакой этической составляющей, с напряженной моральной проповедью церковных Евангелий… Длинный посох с крестом как атрибут Предтечи см., например, на полотнах Марко Пальмедзано (Pallmezzano [1456/1459–1539]) "Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем" (ок. 1515) и "Мадонна с младенцем и святыми Франциском, Лаврентием, Иоанном Крестителем, Петром, Домиником и Антонием" (1510 или 1537). ^

— А описания документов?