Против Манихеев
противоположно обладанию.
Манихей: А разве болезнь не противоположна здоровью?
Православный: Да, но как лишенность обладанию и недостаток - целостности.
Манихей: Ну и что?
Православный: Так и зло скорее будет лишенностью и противоположно добру так же, как лишенность обладанию, ведь зло есть не что иное, как лишенность добра, и совершенное зло - совершенная лишенность добра. Поэтому зло, как лишенность естественного обладания, мы называем скорее не сущим, нежели сущим.
(24) Что же, по-твоему, есть вещество - жизнь, или тление и смерть, движение и движущееся или неподвижность и движимое, свет или тьма?
Манихей: Тление и смерть, неподвижность и неподвижное, тьма, а не свет.
А если не Бог, то кто-то другой, и уж не двое, а трое, - ведь то, чего не имеешь, нельзя приобрести от самого себя.
Манихей: Но вещество имело жизнь и движение в возможности.
Православный: Если в возможности оно имело жизнь и движение, то оно было в возможности благим.
Манихей: Жизнь и движение зла не благо, но зло.
Православный: То, что переходит из возможности в действие, изменчиво и имеет начало, и не безначально. И если оно имело жизнь и движение в возможности, то действие приобрело впоследствии - если злы его жизнь и движение, то оно было злым в возможности, а не в действии, и зло будет не безначально. Если же его жизнь и движение благо, то из зла оно перешло в добро.
Манихей: Так что же? Разве распад одного не есть возникновение другого?
Православный: Не распад становится возникновением, но сие последнее производится Богом, повелением Божиим созданное из не сущего в сущее, будучи изменчивым, ибо началось с превращения. Ведь перейти из не сущего в бытие есть превращение - а то, чье бытие началось с превращения, превращаемо и изменчиво. Итак, вещество, будучи изменчиво, повелением Божиим оживляется, погибает и снова оживляется - так что не тление производит возникновение, но Божие повеление оживляет и создает возникающее.
(25) Но скажи и вот что: пределы света исполнены света или нет?
Манихей: Каждому ясно, что исполнены света.
Православный: Свет и тьма восприимчивы друг к другу, или невосприимчивы?
Манихей: Восприимчивы.
Православный: Значит, они суть то, что они суть, не по природе - ведь присущее по природе не изменяется, и по природе жизнь невосприимчива к смерти. Тогда как же тьма общалась со светом и не рассеялась? Далее, место света было исполнено света и блага, или нет?
Манихей: Было.
Православный: Тогда как же вместилась тьма? Ведь сосуд емкостью в медимн не вместит два, то есть в сосуд, вмещающий один модий, два модия не поместятся.