Catechetical and Secret Teachings

Он рожден и всегда имеет Царственное достоинство, сидит вместе с Отцом, есть Бог и Премудрость и Сила, как сказано: вместе с Отцом царствует и все творить по воле Отца, не умаляясь, впрочем, в достоинстве Божественном; знает Родившего так, как знает Его Родивший. Кратко сказать, вспомни написанное в Евангелии: никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын (Мф. 11, 27).

8. Не отделяй Сына от Отца и не смешивай также, допуская Сыно-Отечество, но верь, что одного Бога один есть Единородный Сын, Бог-Слово прежде всех веков; слово не то, которое, будучи произнесено, разливается по воздуху, слово, не подобное словам не самобытным, но Слово-Сын, Творец существ словесных, Слово, слышащее Отца и Само говорящее. Впрочем, об этом, если позволит Бог, со временем пространнее будет сказано вам: я помню свое намерение сделать сейчас краткие наставления в вере.

О рождении от Девы

9. Веруй, что Единородный Сын Божий, ради грехов наших сошел с небес на землю, приняв на Себя подобное нашему человечество и родившись от Святой Девы и Святого Духа. Не в виде и призраке, но истинно совершилось вочеловечение Его; не прошел Он чрез Деву так, как через канал, но истинно воплотился от Нее; действительно ел, как мы, и действительно пил, как мы. Ибо если вочеловечение есть призрак, то и спасение будет мечтой. Два естества имел Христос: Он был человек, поскольку был видим, и вместе Бог невидимый. Как человек, Он действительно ел как мы (ибо имел плоть подобную нашей), а как Бог, напитал пятью хлебами пять тысяч человек; действительно умер, как человек, а четверодневного мертвеца воскресил, как Бог; спал на корабле действительно, как человек, и ходил по водам, как Бог.

О Кресте

10. Он истинно распят за грехи наши. Если бы ты захотел это отвергнуть, то видимое место обличило бы тебя, сия блаженная Голгофа, на которой собрались мы сейчас ради Распятого на ней. Да и вся вселенная имеет уже части древа крестного, а распят Он не за Свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от наших грехов. Он и поруган был тогда людьми, и заушен был, как человек, но познан тварью, как Бог. Ибо солнце, узрев обесславленного Владыку, с трепетом затмилось, не вынося такого зрелища.

О погребении

11. Он положен был в каменном гробе истинно, как человек, но ради Него расселись камни от страха; сошел в подземные места, чтобы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтоб живые наслаждались благодатью, тогда как большая часть из них неправедны, а те, которые от Адама на долгое время заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нем; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сойдя, освободил провозвестника? Там был Давид, и Самуил, и все Пророки, и сам Иоанн, который говорит через посланных: Ты ли еси Грядый, или иного чаем (Мф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сойдя, освободил их?

О Воскресении

12. Но сошедший в подземные места вышел оттуда, и погребенный Иисус истинно восстал в третий день.

Если, при устех двою или триех свидетелей станет, как говорить Писание, всяк глагол (Мф. 18, 16), то о Воскресении Христовом свидетельствуют двенадцать человек; и неужели еще не веришь ты Воскресению?

О Вознесении

13. Совершив подвиг терпения и искупив людей от грехов, Иисус взошел снова на небеса, быв поднят облаком. Ангелы предстали перед Восходящим, Апостолы были зрителями. Если же кто не верит этому повествованию, то должен поверить действиям, которые видит ныне. Все цари, умирая, вместе с жизнью лишаются и силы своей, а Распятому Христу поклоняется вся вселенная. Мы возвещаем имя Распятого, и трепещут злые духи. Многие в различные времена были распяты, но когда прогоняло злых духов имя какого-либо другого распятого?