Catechetical and Secret Teachings

3. Потом вопиет Диакон: обымите друг друга, и друг друга целуем: не думай, чтобы cиe целование одинакое было с теми лобзаниями, какия на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково cиe лобзание: оно души взаимно соединяет, и между собою совокупляет непамятозлобием. Итак, целование cиe знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему-то сказал Христос: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братем твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 2324). Следовательно, лобзание есть примирение, и потому свято, как негде блаженный Павел вопиял, говоря: целуйте друг друга лобзанием Святым (1 Кор. 16, 20); и Петр, лобзанием любве (1 Пет. 5, 14).

4. После того иерей возглашает: горе (имеим) сердца. Ибо воистинну в тот страшный час надлежит горе иметь сердце к Богу, а не доле к земле, и к земным вещам. Потому cиe возглашение то же есть, как бы повелевал иерей, чтобы все в час оный оставили житейские попечения и домашния заботы, а имели бы сердце на небе к Человеколюбцу Богу. На cиe вы ответствуете: имамы ко Господу, согласуясь на оное повеление чрез ваше исповедание. Итак, здесь никто не должен предстоять в таком расположении, чтобы устами говорил: имамы ко Господу, а умом бы помышлял о житейских попечениях. И всегда надлежит помнить Бога, а если cиe ради человеческой немощи невозможно, по крайней мере, в оный час о том с любовию попещися должно.

5. Далее говорит иерей: благодарим Господа. Поистинне долженствуем благодарить Бога, что нас недостойных призвал в толикую благодать; что врагов сущих примирил нас (Рим. 5, 10); что удостоил нас Духа сыноположения (Рим. 8, 15). На cиe говорите вы: достойно и праведно. Ибо воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело: Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас, и толиких благ сподобил.

6. Посем воспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всю тварь, словесную и бессловесную, видимую, и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господствия, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочитых (Иез. 10, 21 и 1, 6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33, 4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крылами закрывающих лице, двумя же ноги, а двумя летаюших, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 23). И для того преданное нам от Серафимов Богословие cиe повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами.

7. После сего, освятив себя духовными сими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается.

8. Потом, по совершении духовной жертвы, безкровной службы, при той же самой жертве умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире церквей, о благосостоянии миpa, о Царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, о утомляемых трудами, и вообще о всех, требующих помощи, молимся мы все, и cию приносим жертву.

9. После поминаем и прежде почивших, во первых Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся Святых Отцах, и Епископах, и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная жертва.

10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая, польза душе, с грехами или без грехов отходящей от миpa сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой Царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога.

11. По окончании сего, ту молитву, которую Спаситель предал ученикам Своим, читаем, с чистою совестно нарицая Бога Отцем, и произнося: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились, и были в крайней против Его злобе, такое даровал забвение оскорблений, и причасти благодати, что и Отцем Его называют: Отче наш, Иже еси на небесех. Небесами же Tе быть могут, которые носят образ небеснаго (1 Кор. 15, 49), и в которых Бог вселился и ходит (2 Кор. 6, 16).

12. Да святится имя Твое. Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но, поелику в согрешающих иногда оскверняется, по оному: вами имя Мое всегда хулится во языцех (Ис. 52, 5; Рим. 2, 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.

13. Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет царствие Твое. Ибо кто слышал Павла говорящего: да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем (Рим. 6, 12), и кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Цapcтвиe Твое.

14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии, творят волю Божию, как Давид воспевая сказал: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Пс. 102, 20). Посему ты, моляся, говоришь cиe в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!

15. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб наш обший не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того чтобы сказать, на существо души устрояемый. Сей хлеб не во чрево входит, а афедроном исходит (Мф. 15, 17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь говорится вместо на всяк день, как и Павел сказал: дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 13).

16. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрещаем словом и мыслею, и делаем очень многое, достойное осуждения. И аще речем, яко гpеxa не имамы, лжем (1 Ин. 1, 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем ycловиe, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим, и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы суть, легки и удобопростительны: а от нас бывающие Богу велики суть, и Его токмо человеколюбия трсбующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких противу тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений.