Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)

Письмо 55

1952 г....Ты все осуждаешь себя и считаешь никуда негодной и хуже всех, но это одни только слова у тебя, а чувствуешь себя неплохой; если бы так и чувствовала, как говоришь, то не осуждала бы других ни в чем, и не оскорблялась бы на то, что я Х. назвал умнее тебя. Ха, ха, ха! Какая ты бестолковая. Еще пишешь, "чтобы я вымолил у Господа быть тебе хорошей", вот еще какая бестолковая просьба! Тоже подобная смеху: она будет жить спустя рукава, а старец вымаливай, чтобы быть ей хорошей. Но по духовному видению так не бывает; ни Бог, ни я тебе не помогут, если сама не будешь трудиться в благочестии, сказали св. отцы.Вчера пришел ко мне инок и говорит: "У меня есть очень большой грех, не знаю простит, ли мне Господь". Я спросил, какой? "Хула на Бога и на Святые Таины". Я говорю ему: в этих мыслях нет греха, ибо они от дьявола и называются прилогами, а прилоги безгрешны; не обращай на них внимания и мысль возведи на какой-либо предмет Святого Писания. Еще поговорил с ним на эту тему и дал ему Лествичника, чтобы прочел там о хульных помыслах.Сегодня 4-е января Св. Церковь празднует 70 св. апостолов. Из них 5 апостолов отпали. Иуда, Николай — был епископом, Фегель — был епископом, Ермоген тоже был епископом, Димас — был иерей и служил идолам. Меня занимали раньше такие мысли: почему Господь избрал этих в ученики для проповеди? Ведь он знал, что они отпадут. Но во время службы, как-то стало мне ясно, что Господь по своей благости призывает к себе всех, но свободную нашу волю не нарушает, а если кто уклонится от добродетели в порочную жизнь добровольно — сам виноват, так как не потрудился по свободной воле во угождение Богу. Один возлюбил деньги, а другой век сей временный, так и прочие отпавши. По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам, а если не будем трудиться, и благодать Божия не поможет: наш труд и благодать Божия идут совместно.

Письмо 56

17.5.1951 г.День святой троицыПисьмо послушнице.... Не унывай, духовное чадо, и не отчаивайся о спасении своей души, эти мысли от лукавого беса: просто не принимай их. А в духовное руководство в книгу преп. аввы Дорофея советую тебе почаще заглядывать: вот и старайся жить по его совету, умудри тебя Господи. Состарился я в монастыре, а все зубрю эту книгу, она у меня настольная и заглядываю в нее почти ежедневно, ибо она именуется монашеской азбукой.Когда работаешь вместе с сестрами, можно поговорить с ними: только чтобы не было осуждения и клеветы, впрочем, св. отцы сказали: "Духовный разговор серебро, а молчание золото", а о празднословии — сама уразумей.Вот что еще я тебе скажу. Особо дружбы не заводи ни с кем, иначе наживаешь много бесполезных скорбей, и жизнь твоя будет многовоздыхательная. Старайся свою волюшку оставить позади себя. За большие подвиги не берись, и никого ни в чем не осуждай, и немощи в других не замечай, но смотри на свои, которых, конечно, найдешь немало. А страсти, о которых ты пишешь, мы победить своими силами не можем без Божией помощи. Мы должны стараться искоренять их, а чтобы совсем побороть их зависит от Божией благодати. Ты еще молода, не верь себе и смиряйся, пока ляжешь в гроб, твои годы скользкие. Впрочем, что и стрясется, по немощи человеческой, не мятись и не малодушествуй, ибо мы не мудрее премудрого Соломона, и не кротче св. пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Господь знает нашу человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние, и нет такого греха, чтобы победило Божие милосердие, и все наши грехи, какие бы они не были, в сравнении с Божиим милосердием — что горсть песку брошено в великий океан.Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, много старичков ходят с помощью палочек, вновь поступающих нет, так как в данное время молодежь воспитывается не в религиозном духе. По замечанию епископа Игнатия Брянчанинова, мы уже последние монахи. Впрочем, судьбы Господни непостижимы нам, грешным.Будь, Господи, воля Твоя во всем. Призываю на тебя Божие благословение, Господь и Царица Небесная помогут тебе в тяжелые минуты.

Письмо 57

16.8.1951 г.Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву: "Все есть еще бесчувствие", сознаешь свое нерадение, а не влияние внешних дел. Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и "молитва до последней минуты жизни требует борьбы", сказал авва Агафон. Однако должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру — вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься — это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего глубокого смирения: без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько, и апостольского послания, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя Господи.Относительно твоего разговора усматривай сама. Все же, если человек куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо должность, значит, на это есть воля Божия и Господь поможет; а от неприятностей никуда не уйдешь. Куда бы человек не ушел — они с ним пойдут.

Письмо 58

22.10.1951 г....А ты ноешь, что у тебя нет для себя добрых дел! А это разве не дела добрые — на работе, которыми обременена по горло. Если к этому прибавить еще: не осуждать других, и чего себе не хочешь, того и другим не делай, этого и довольно с тебя, будь спокойна. А нос задирать от хорошего положения, по-моему, крайнее безумие для христианина, стремящегося к духовной жизни. Умудри тебя Господи.Не разумно, даже и грешно, так думать, "что ты пропала бы без меня". Читай Св. Писание, и св. отцов и умудряйся. А что значат мои советы, когда сам иду ощупью; если что пишу, из тех же источников черпаю. Я подобен бане: других омываю, а сам остаюсь таким же грязным.Храни вас Господи.

Письмо 59

3.2.1951 г.Спрашиваешь, можно ли идти на собрание? Усматривай сама, по совету пр. Варсонофия Вел. Помолись прежде; куда мысль склонна будет — так и поступи. Впрочем, не собрание причина твоего смущения, а самомнение твое. Почему так говорят, а не так как мне надо. Но ты вот что сделай: во время собрания читай со вниманием молитву, тогда ты будешь спокойна и виднее тебе будет весь разговор.Сегодня, 3-го, похоронили иеродиакона Корнилия. Наверно, ты помнишь его — все время пел молебны. Поболел только три дня, ежедневно я причащал его; утром причастил, а ночью в 12 ч. Умер, так тихо, что не слыхали даже, которые с ним живут, четыре инока. В 12 ч. Посмотрели, а он уже скончался, глаза закрыты и руки сложены на груди. Блаженная кончина.

Письмо 60

20.1.1952 г.Как слышно, твой муж пьет. Что делать? Не скорби, и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей, и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга, тяготы носите, и так исполните закон Христов. Умудри вас Господи.А как время-то летит быстро, ждали Рождества Христова, Крещение и Новый Год, и все это прошло, теперь будем ждать Св. Пасхи. Конечно, прежде Великого Поста надо ждать, как приготовительное средство, чтобы совершеннее справить светлый Христов праздник.Вот что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия играет: они счастливы получать хороших женихов, будут богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картинки пройдут у них в голове, и опять останутся одни.Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, а все же состарилось наше братство, просто богадельня, один другого старше, если доживу до февраля, тогда стукнет мне 79 лет — почтенные, и я созрел к переходу в вечность. Благодарю Бога, что до таких годов дожил, и удостоил меня, грешного, провести всю жизнь в монастыре. Не знал мирской суеты, наполненной лукавства, тщеславия, лицемерия, лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь, когда в душе свой мир и умиление? Я полагаю, нет.Вот ты с мужем, посещая театр и маскарады, что чувствуете, когда придете домой? Конечно, получаете некоторое впечатление, там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же места, разве только если нельзя будет пойти по болезни. Вот в таком порядке и проходит мирская суетная жизнь. А когда человек будет лежать на смертном одре, или в болезни, вот тогда-то и придется испытать неожиданные явления, и вся прошлая жизнь будет чередоваться событиями, какими он жил, тогда только человек познает, что мир сей обманщик.На все ваше семейство призываю Божие благословение.

Письмо 61

18.2.1952 г.У вас детей нет и вы желаете иметь их, ваше желание, естественно, в порядке вещей. Однако всяко бывает; не на радость родителям дети бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю Божию, ибо Он знает наши нужды раньше нашего прошения; если на пользу, будут и дети без операции докторской. Будем молиться так: Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по своей благости, что будет нам на пользу. Аминь!