Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)

3.8.1954 г....Знай, что во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, и Страшный Суд будет по св. Евангелию. Но мы так оземленились, что мало обращаем внимания на евангельские заповеди, но очень строго судим за какие-либо обряды. Конечно, обряды нужно исполнять; установленные св. отцами, ибо они воспитывают душу в благочестии. Но все же всегда надо обращать больше внимания на евангельские заповеди. Господь говорит: "Не судите, да не судимы будете, чего себе не хочешь, того и людям не делай". А мы-то, что глухие, не слышим, что Господь говорит нам, и свободно нарушаем его святые заповеди.Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешающего, а судим по своему усмотрению. Кто как настроен, тот так и о других и заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Очень хорошо сказал преп. Дорофей: "Вот, если стоит человек у угла какого-либо здания, пройдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению. Религиозный подумает о нем: вероятно, ждет, когда ударят в колокол, и пойдет в церковь. А вор подумает: "Когда будет потемнее, пойдет воровать". А блудник подумает: наверно, поджидает женщину для греха. Очень справедливо сказано, и это видно почти на каждом шагу.А насколько тяжкий грех — осуждение, приведу один пример. В некоем монастыре инок впал в блуд. Великий старец сказал: о, худо он сделал. Умер тот инок и ангел по повелению Божию принес душу старцу и сказал: "Куда повелишь определить этого инока: в Царство или в муку?". Ужаснулся старец, понял, насколько тяжелый грех осуждение, горько заплакал. Через несколько времени ангел сказал: "Бог простил твой грех". Однако старец до самой смерти не оставлял своего плача.Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Письмо 87

4.8.1954 г.На длинное твое письмо я пишу тебе кратко. Пишешь, что 25 лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость. Мне помнится, что я писал тебе об этом не один раз.Это хорошо, что вы с Х. желаете заняться молитвой, добрый час, умудри вас Господь! Однако знайте, что всякое доброе дело — разговор духовный, чтение душеспасительных книг, потерпеть обиду и т.д. — относится к молитве.Господь по своему милосердию поможет вам положить доброе начало.

Письмо 88

5.8.1954 г.Христос посреди нас!... Просишь меня сделать указание или определить правило и наладить твою жизнь на путь истинный. Это твоя просьба превышает мой ум и духовные способности, но за послушание, позабыв свою немощь и неспособность, пишу, что Господь положит мне на сердце.Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на Страшном суде. Двум господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно и мы немощные; одних наших сил не хватит — должны просить помощи у Бога, чтобы он по своему милосердию помог нам, грешным. Вот св. отцы и избрали молитву Иисусову — непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако, знай, св. отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божия, терпеть — поношение, укорение, презрение и насмешки и т. д. Ты хочешь иметь определенное правило молитвенное. Преп. Исаак Сирин не советует обременять себя вычитыванием количеством стихословий и быть рабом у правила. Ибо в рабском делании нет мира (слово 30, 136 стр., издание 1911 г. "О том, как должно молиться без кружения мыслей").Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйтесь с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание — душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу св. Евангелия и главу апостольских посланий.По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни.

Письмо 89

21.8.1954 г.Ты соблазняешься, что некоторые священнослужители совершают службу очень небрежно, и тебе иногда не хочется даже и в церковь идти. Знай и крепко веруй, что Святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати.Вот приведу тебе образный пример: к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Св. Тайны. Кто-то наговорил отшельнику на пресвитера, и отшельник не принял пресвитера. Пресвитер ушел. И вот последовал к отшельнику голос: "Восхитили себе человеки суд мой". После этого отшельник пришел в исступление и увидел золотой колодец, золотой сосуд, веревку и воду особенно хорошего достоинства. Увидел при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял сосуд. Отшельник не мог пить, потому что черпал прокаженный. И опять был ему голос: "Почему ты не пьешь этой воды? Что тебе за дело до того, кто бы ни черпал ее? Он только черпает и наливает в сосуд". Отшельник пришел в себя, призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему (Отечник).Никогда не осуждай священнослужителей, они погрешают, они ответ дадут Богу в день судный. Лучше помолись за них и мысленно попроси святых их молитв. Так учат св. отцы. Вот ты видишь недостатки священнослужителей, а посмотри на себя, как ты стоишь и молишься: ведь бывает так, что вся служба проходит в мечтательных образах, в вещах мира сего!Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати священнослужителей.

Письмо 90

21.8.1954 г....Ты спрашиваешь меня: "Почему Господь избрал призвал в апостольство Иуду предателя. Ведь Он знал, что предаст его". Наш умишко очень ограничен, и мы, грешные, не можем постигнуть судеб Божиих. Уклонились от Господа пять апостолов: Иуда, искариотский предатель; Николай был епископом в Самарии; Фигель — в Ефесе; Ермоген — Магоре, Фраге, и Димас в Солуни, служил идолам.Господь, конечно, все знает и предвидит, и по Своему милосердию всех к Себе призывает, однако не нарушает нашу свободную волю, данную им. Господь дал нам заповеди в руководство, чтобы получить вечное блаженство в будущей жизни, и мы по самовластию можем исполнять и не исполнять, зависит уже от нашего произволения. Господь иногда особенным своим промыслом спасал некоторых: апостола Павла, преп. Марию Египетскую и других. Это дело благодати Божией, нам, грешным, непостижимы судьбы Господни, да и испытывать не надо и неполезно. Справедливее всего идти общим путем — исполнением заповедей Христовых. Аминь.

Письмо 91

28.8.1954 г.Ты так безумно думаешь. Пишешь, что нет Бога, человек умер и все этим кончится, загробной жизни нет, это выдумка человеческая.Во время оно пророк Давид сказал: "Рече безумец в сердце своем — нет Бога", вот и ты к этому безумию присоединилась. Ты так легкомысленно думаешь, а я глубоко верю и утверждаю, что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное мучение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Как же не верить в Бога, когда, куда не посмотрю, везде вижу и созерцаю Божию премудрость и благость. Как все сотворено премудро и как сгармонирован весь земной шар! Святая Церковь поет: "Яко возвеличашася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси". Чудные дела Твои, Господи, куда ни посмотрю, везде вижу творческую Твою руку. Смотрю на солнце и вижу, точно золотая тарелочка освещает и согревает весь земной шар. А в лесу сколько зверей и у каждого зверя свои особенные свойства. Вот такая большая лошадь повинуется человеку, Господь сотворил ее в помощь человеку. А коровушка ест сено и желудок вырабатывает питательное молоко для человека. А кроткая овечка, сколько она делает человеку добра, выходит теплая шуба, чулки и многое другое. Смотрю в птичье царство, просто чудно, как они украшены и сколько разных пород. А в земле сколько разных червяков и букашек, есть и такие червяки, ночью светятся — точно огонек. Смотрю на муравья и удивляюсь его трудам — обличает он меня, ленивого. А пчелка мудрая из разных цветов собирает такой сладкий мед для человека. А в воду посмотришь, там свое особенное рыбное царство, сколько ведь там разных пород, все живут и движутся по Божиему назначению.Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и холмику и созерцаю Всемогущего Творца. Вот теперь думаю и удивляюсь, как я явился на свет Божий. Зачатие мое было так: семя отца моего упало на землю матери моей в виде червяка, и воспитывался в утробе матери моей девять месяцев и я постепенно приходил в зрак человека. В конце 9-го месяца по закону природы вышел точно из темницы на белый свет. Крестили меня по православному обряду; благодарю Бога, что я православный. Верую несомненно в Бога, во Св. Троицу, верую в Богородицу Приснодеву Марию и всех святых, ублажаемых православной церковью. Верую во Вселенские Соборы и все Св. Писания по катехизису; верую во все, что преподает нам Святая Православная наша Церковь.Только вот что печально: наши православные не все знают свое православное учение, колеблются, даже некоторые попадают в разные секты и расколы. Они не знают, бедные, все ереси и секты основаны на гордости и самовнушении — говорят: "мы спасены". Они все Писание целиком не признают, а выбирают только то, что оправдывает их учение. Мне говорил один сектант, что они все Писание знают на зубок. Но я не удивляюсь этому их знанию: фарисеи тоже знали все Писание, но не жили по Писанию и не познали истины, распяли Господа.Перехожу опять к удивлению Божьей мудрости. Люблю лунные ночи зимой, везде полнейшая тишина, надеваю шубу, сапоги валенные и теплый колпак, выхожу на двор, вижу и удивляюсь Божией премудрости — луна светит, а звездочек сколько, а все небо ими украшено; все дальше и дальше видно,— только одни звездочки и конца нет. Чудные дела твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер; очень слабым представляешь Всемогущего Творца, приписываешь Ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: "бысть вечер, бысть утро, день первый", надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал и "Бысть так". Словом отделил воду от земли, вот воды с шумом и встали в указанные места,— стали моря, потекли реки, ручьи и по всей земле есть теплые воды и холодные родники. Господь сказал: "Да будет лес" — и стал лес по всей земле в совершенном виде, на север такой, а на юг иной, а потом уже постепенно растет. Так и птицы сотворены Божиим словом: сразу полетели по всей земле и разных пород; прочие все творения, как сказано в Библии. Чем больше рассматриваю природу, тем больше удивляюсь и познаю всемогущество Творца. Науки и не проходил, даже и не читал их, написал эту статейку от чувств, начитавшись Святого Писания. Жизнь моя прошла, вот уже пошел 82-й год.Духом Святым сказано: человеку жизни на земле 70 лет. Конечно, и умирают и не доживши определенных лет, но Духом Святым сказано среднее число лет; если человек в силах — 80 лет, а дальше труды и болезни. Смерть — неумолимый закон; весь род человеческий от Адама до второго пришествия перейдет в другой мир, а тела по Божиему повелению воскреснут. Даже те тела, которые сжигают, тоже воскреснут, я в этом не сомневаюсь. У Бога все возможно. И этот прекрасный мир со временем уничтожится, как сказано во Св. Писании.Человечество так оземленилось! Совсем забывают, что наша эта жизнь — путь к вечности и приготовление к ней: волнуются и мятутся в сей юдоли плачевной. Даже мало таких встретишь, с которыми можно поговорить о едином на потребу. Может быть, народ уже подошел своею жизнью ко второму пришествию Спасителя, как к всемирному потопу.

Письмо 92

30.8.1954 г.Христос посреди нас!... Ты пишешь, что и в келии живя, можно больше нагрешить, можно больше миром увлечься и рассеяться. Это справедливо, конечно, примеров много, можно привести тех и других. В корне монашества или иночества — уединение. Мир для мирян, а монашество для иноков: все должно быть на своем месте. В данное время монастырская жизнь потекла по другому руслу. На старом Валааме схимники жили отдельно, и материально ничего не делали, а только выстаивали церковные службы и в келии молились, кто как умел. Но теперь схима меня не смущает, что я хожу на работы и езжу по городам, а если где-либо по человеческой немощи придется споткнуться, духовный разум не удивляется. Св. Лествичник говорит: "Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно. Без сомнения ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение". Это изречение св. отца я привел, чтобы мы не унывали, если пошатнемся в какой-либо добродетели: дивен Бог во святых своих.

Письмо 93