Подвижнические монахам наставления

4) Почему еще и еще добрым подвигом подвизаться будем, еще и еще будем проливать пот для стяжания добродетелей, еще и еще утесним плоть, еще и еще поработим тело, еще и еще будем прогонять страсти, всегда мертвость Господа Иисуса на теле своем носяще (2Кор.4:10), всегда осуждение смерти сами в себе имея (2Кор.3:7). Ибо, конечно, и мы умрем так же, как отцы наши и братия, и преставимся отселе, - и отыдем в места странные, и увидим виды, которых не видали. Страшно слово о сем и в исступление приводит имеющего ум. - Почему в страхе и трепете пребывая, будем в строгом порядке держать свои чувства, и всячески оберегать себя от суетного слышания, от вредного видения, от изнеживающего запаха, и от всякого опасного шага, всех себя всецело посвящая Богу Святому, да благоугодив Ему, наследниками соделаемся вечных благ.

Слово 225

1) Пасха прошла, и страстная прошла; но радование пасхальное и память о страстях Господа должны быть живы в нас; чтоб, живя, мы не себе жили, но умершему за нас и воскресшему Господу.

2) Посему и после Пасхи надо пребывать в подвигах духовных и телесных, не придумывая никаких к уклонению от того оправданий.

3) Укоряет, что говорил им, чтоб не сходились особно в тайных местах, а некоторые все же делали это; и указывает, как себя вести; когда сходятся вместе открыто для беседы; и как держать себя во всякое другое время.

4) Внушает поминать добрых братий отшедших, и подражать им, приводя в пример брата Дометиана.

1) Пасха прошла, и праздник кончился; но радование или празднование, если хотите, не прошло: ибо духовно нам должно всегда радоваться и праздновать, по слову Апостола: (Фил.4:4). И страстная седмица прошла, но память о страданиях Христа Спасителя нашего да будет у нас всегда нова и жива, т.е. память о том, что Господь славы за нас распялся и погребен и воскрес в третий день, совоскресив и сооживотворив и нас с Собою, да мы живущи, не ктому себе живем, но умершему за нас и воскресшему (2Кор.5:15), так, чтоб с дерзновением могли говорить словами Апостола: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (Гал.2:20.21). И вот какой вывод из сего Таинства: надлежит нам быть мертвыми для мира и жить для Единого Бога.

2) Посему и после Пасхи должны мы трезвиться и бодрствовать, молиться и сокрушаться, слезы источать и просвещаться, всегда мертвость Господа Иисуса на теле носить, каждодневно умирать произволением, всегда разлучаться мысленно с телом и отходить ко Господу, чрез удаление от мудровании плоти. - Не говори: теперь не четыредесятницы: для трезвенствующего всегда четыредесятница. Не говори: уж я давно подвизаюсь, и имею нужду в упокоении: здесь на земле нет покоя. Не говори: я устарел в добродетели, и не боюсь: страх изменения и падения никогда не должен отходить, ибо многих устаревших в добродетели низвергал сатана в ров греха в одно мгновение времени; так что мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор.10:12), и мняйся добре охраненным быть, да блюдется, не оставлен ли без всякой охраны. Да будет же у нас всегда охранение, и внимание, строгая мера и во сне, и в пище, и в питии, и во всяком другом, чтоб тело всегда было под гнетом и в порабощении, дабы иначе оно, как юное жребя, взыграв, не низвергло нас в стремнину греха.

3) Я наказывал вам в недавнем поучении не обособляться и не оставаться наедине в скрытных местах, а некоторые из вас все же были в них опять. Что хощете? с палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости? (1Кор.4:21). Всяко я говорил, и вы не послушались; всяко видели вы, что брат ваш понес за это епитимию, и вы не удержали себя. Внимайте, чтоб кто не впал в тот же род греха. Не напрасно и не всуе говорятся поучения. Несть бо нестроения Бог, но мира (1Кор.14:33). Вся убо благообразно и по чину да бывают (1Кор.14:40), да о всем славится в нас Господь.

Ибо Господь Сам сказал: неоставлю тебе ниже презрю тя (Нав.1:5); так что у нас всякий с дерзновением может говорить: Господь мне помощник и не убоюся что сотворит мне человек (Пс.117:6).

4) Поминайте о братиях ваших, ихже взирающе на скончание жительства подражайте вере их (Евр.13:7). Таков блаженный Дометиан, которого мы воспели, и память которого со святыми. Какую куплю совершил он? какую жизнь провел? - Не многими трудами и подвигами какое стяжал он вечное наследие? Был он человек бедный и незначительный по плоти; но поелику избрал он себе добродетель и возлюбил Бога; то Бог и возвысил его, по слову Писания: токмо прославляющия Мя прославлю; и уничижаяй Мя безчестен будет (1Цар.2:30). Радоваться и веселиться надлежит о таких братиях. Но какая от этого польза, если мы не привнесем к сему нечто и с своей стороны? Привнесши же по силе своей, будем иметь часть со святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.

Слово 226

1) Будем держать себя, в мире бывая, так, чтоб заграждать уста тех, кои охочи хулить наш образ жизни.

2) Воодушевлением к сему да будет любовь к Господу, воодушевлявшая всех святых.