Подвижнические монахам наставления

Слово 229

1) Вся тварь празднует Воскресение Христово, покрываясь цветами и распространяя благоухание: и нам надлежит праздновать сей праздников праздник, распространяя от себя духовное благоухание, уготовав его в себе сочетанием всяких добродетелей.

2) Но в дни сии нам предлежит благоухать паче православием, по случаю иконоборчества, посрамляемого Самим Господом.

3) Будем же и веру правую держать и жизнью добродетельною благоухать.

1) К празднику Воскресения Христова и вся тварь, как бы мертвость некую, зимний печальный покров отложив, расцветает опять и как бы оживает: земля покрывается зеленью, дерева листьями, животные скачут играя, море успокоилось, и все преобразилось в лучшее состояние. - Но чего ради это сказалось у меня? - Вот чего ради, - что если бездушные и бессловесные твари так срадуются пресветлому Воскресению, и такой праздничный принимают вид; не тем ли паче мы, разумом и образом Божиим почтенные, должны благоукрашать себя доброю жизнью и благоухать духом? - Ибо воистину благоухание Христово есть тот, кто украшен добродетелью, как свидетельствует Апостол, говоря: яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть; овем же воня животная в живот (2Кор.2:15.16). При сем и то еще пригодно сказать, что и Адам, прежде преступления заповеди, был благоуханием Богови, украшен будучи бессмертием и нетлением и объят небесными созерцаниями. Почему, как древо некое цветистое и благоуханное по достоинству, водворен был в раю, ухая добродетелями. Можно здесь помянуть и то, как Исаак Патриарх, ощутив приятное ухание в сыне своем Иакове, сказал именно: се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь (Быт.27:24), конечно понимая сию воню духовно. - Будем же, братие, и мы благоухать благоуханием духовным, которое и уготовим в себе сочетанием всяких добродетелей, как некий искусный мироварец. Таковое миро благословенно; таковое миро Богу приятно; таковое миро привлекает Ангелов и отгоняет бесов; сим миром привлеченные чистые души текли в след Христа Господа, как поется в песнях песней (1:2.3). Так всегда должно быть.

2) Но в нынешнее время предлежит нам благоухать преимущественно православием, по случаю иконоборческого нечестия. Иконоборцы кричат: Бог бестелесен; Его изображать невозможно. - И думают, что изрекают, не знать, какую мудрость. - О несмысленные! Исповедуете ли вы Богом Господа Иисуса? Полагаю, что скажете: да. - Слушайте же что Сам Он говорит, являясь по воскресении Апостолам святым и посвящая их в сокровеннейшие и изумительнейшие таинства спасительной веры по неизреченному Своему снисхождению, касался Он пищи, для удостоверения в истине Своего воскресения, хотя плоть Его святая по воскресении не имела в том нужды, - вкушал и пил, и был осязаем, и думавшим, что Он дух есть, сказал: видите руце мои и нозе мои, яко Сам аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:39). - Что скажет на это иконоборческий Христоборец? Имеет ли Господь плоть и кости? И может ли потому быть изображаем на иконе? - Если сего последнего нельзя, то и первого не было. Но, говоря, что имеет плоть, Он, - молча или подразумевательно, - свидетельствует Сам, что изображаем на иконе может быть: ибо сии две черты одна другую предполичают. Почему эти иконоборцы одинаковую с Манихеями муку приимут, погибель вечную, как написано (2Сол.1:9).

3) Мы же, братие, в православном мудровании, веруя, что и видеть можно Господа нашего Иисуса Христа на иконе и поклоняться Ему на ней, и упокоеваясь на сем, всю ревность обратим на то, чтоб достойную веры нашей и жизнь показывать чистую, безукоризненную, непорочную, чтоб ни на ту, ни на другую плесну не храмля, но и тою и другою благоискусно ступая, достигнуть нам царствия небесного.

Слово 230

Помышляя, до чего возвышенно естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойною жизнью.

Праздников праздник для нас и при дверех сущее Вознесение Спасителя нашего, Иисуса Христа, - таинство великое и преестественное: ибо естество наше вземлется за пределы видимого неба, как написано: Бог, богатый в милости нас мертвых прегрешеньми соживи Христом и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе (Еф.2:4-6), одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы, и всякаго имени именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем: и вся покори под нозе Его: и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющаго всяческая во всех (Еф.1:20-23). Видите, на какую высоту славы подъято человеческое естество? Не от земли ли на небо? Не от тления ли к нетлению? Сколько иной трудится, чтоб сделаться другом царю земному и смертному? Мы же, и притом суще отчуждени и враги помышленми в делах лукавых (Кол.1:21), даром не только примирены Богу и Отцу Господом нашим Иисусом Христом, но и до всыновления возвышены. И ныне естество наше на небесах, от всякой видимой и невидимой твари покланяемое. Таково величие неизреченного человеколюбия благого Бога нашего! Помыслив о нем, и зная недомыслимость его для нашего ума, блаженный Павел, молится, да Бог Господа нашего Иисуса Христа даст верующим духа премудрости в познание Его Яко уведети нам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас, верующих по действу державы крепости Его, юже содея о Христе (Еф.1:17-21). - Но что ведь и было! - Пришел Он к нам всеблагий чрез девственное рождение, поработился подобающим законам естества, взошел на крест, пригвоздив на нем еже на нас рукописание (Кол.2:14), низшел в преисподняя земли, разрешив болезни смертные, воскрес, совозставив в Себе человеческое естество, наконец, вознесся во славе, явив Себя Ходатаем за нас Богу и Отцу. - Таково, вкратце сказать, значение сего св. Праздника! - Созерцая его и уразумев, что мы тело Христово есмы, благоговейно почтим дар, будем хранить свое благородство, не предадим благодати, не сотворим удов Христовых удами блудничими (1Кор.6:15), но еще паче очистим себя и в помыслах и в действиях, еще паче отрешимся от плотских похотей, воюющих на душу, житие наше имуще добро в себе самих (1Пет.2:12), мирное, благопокорное, послушливое, смиренное, благоустроенное, - каковое житие и есть житие блаженное. Утехи же и забавы, смехи и невоздержание предоставить надо плотолюбцам и животолюбцам, кои видяще не видят и слышаще не слышат, окамененное имея сердце, и отягченные ушеса, чтоб не различать добро от зла, свет от тьмы, жизнь от смерти. Мы же, братие, будем держаться исповедания, в коем стоим, и хвалимся упованием славы Божия (Рим.5:2), емлемся за труды подвижнические, в коих подвизались святые, - в числе их и ныне песнословимый Пахомий блаженный, - здраво смотреть будем, здраво слушать, здраво осязать, всеми членами здраво будем пользоваться, да наследницы будем по обетованию жизни вечной.

Слово 231

1) В вознесении Господа вознесено естество наше: почтим величие дара, и будем благоукрашаться всякими добродетелями.

2) Кто не таков, тот не член Христов: почему кто порабощен какой-либо страсти, покайся и упреподобься; кто по временам подвергается движениям страстей, спеши всегда восстановлять духовное благонастроение.

3) Спеши; ибо смерть всегда близ есть, а по смерти осуждение не покаявшимся.