Подвижнические монахам наставления

1) Празднуем Вознесение Господне, конец воплощенного домостроительства Господа еашего Иисуса Христа. Все совершив по воле Отчей, вознесся Он во славе, и нас, совоскресив, спосадил и на небесных во святой плоти Своей. Какое богатство славы Его, и кое преспеющее величие силы Его (Еф.1:18.19), что смиренное и ничтожное наше естество возвел на божеский Царский Престол, и всякая небесная сила Ему покланяется. Помышляя о сем, страха и трепета исполнимся, благоговейно почтим величие дара, и достойно Главы нашей будем жительствовать, как уды Христа, как стелесники Его и сонаследники, в чистоте, в ведении, в долготерпении, в благости, в Духе святе, в любви нелицемерной, в слове истины, в силе Божией (2Кор.6:6.7), со всяким послушанием и смиренномудрием, со всяким тщанием и вниманием, ничего не произнося неуместного, и ничего не делая против заповеди.

2) Итак, оскверняющий тело уже не Христов член, злопамятствующий уже не Христов член, другою какою страстью обладаемый уже не Христов член; и потому уже недостоин причащаться Святых Таин. Ибо Апостол говорит: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози разсуждали, не быхом осуждени были: судими же от Господа, наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:28-32). Потому упреподобимся и очистимся, да достойно членами Христовыми наименованы будем, и св. таин достойно причащаться будем. - Если же случается нам от невнимания возгореться похотью злою, или гневом, или зависть, или ненависть, или другим чем ненавистным Богу, да не дивимся. Но поскорее восстановим себя в прежнее доброе настроение, отрезвимся и не замедлим во зле сем; ибо произвольное замедление в сем приносит неизвинительное осуждение.

3) К тому же разве смерть не может нечаянно придти? - Вот вчера посетили мы епископа болящего и нашли его в большой нужде, всего истощенным огневицею, туда и сюда обращающим взор и нигде помощи не находящим. Разве мы не можем тотчас тому же подвергнуться? - А эти муки сравнительно с будущими что суть? Сон и тень. Тот огнь не угасает, и червь тот не умирает, мрак не рассеивается, узы не разрешаются, скрежет зубов не пресекается, и все другие мучения вечны. Действенно помышляя о сем, братие, перестанем страстолюбствовать, завидовать, гневаться, осуждать, клеветать, и ничего другого худого делать не будем; а напротив станем мирствовать, доброе держать настроение, сокрушаться, благостынствовать, боголюбезно любить друг друга, и все повеленное усердно и охотно делать, чтоб и вечных мук избегнуть и жизнь вечную улучить.

Слово 232

1) Обетовал Господь послать иного утешителя: что и исполнилось в Пятидесятницу; велико сие.

2) Что же воздадим? Исповедуем величие Царя: воодушевимся на всякое добро, и против всего страстного и плотского; в чем одна горечь, утешение же всякое в едином Боге.

3) Бежим же всего не подобного.

1) Пятидесятницу празднуем и Духа Святаго сошествие, о коем говорит Господь: уне есть вам, да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам, аще ли же иду, послю Его к вам. И пришед Он наставит вы на всяку истину (Ин.16:7.13). Какое это обетование! Какое нас удостоение! Не Ангела, не человека послать обещал, но самого соестественного Духа. Итак Сын Божий Единородный, исполнив отеческое дело, восходит на небеса, а Дух Святый нисходит, - не иной Бог, - да не будет! - но иной Утешитель, как написано. И, - о, неизреченное человеколюбие! - Утешением нам Бог бывает. И утешает Он скорбную и умученную душу не падать духом в тяжелых обстоятельствах, как свидетельствует святый Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни; но утешаяй смиренныя утеши нас Бог... (2Кор.7:5). Утешает Он, устрашенное демонскими страхованиями, сердце, возводя его чрез дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святый Давид: Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси (Пс.85:17). - Утешает, воодушевляя смущенный ум, что ему дано мир с Богом возыметь и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: по Христе молим, яко Богу молящу нами: молим по Христе, примиритеся с Богом (2Кор.5:20). - Видишь неизследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе Единородный Сын о нас ходатайствует пред Отцем, как написано: иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим.8:34). Долу Дух Святый утешает многообразно.

2) Что же воздадим мы за сие Господу? - Нам остается только восприять песнь псаломскую и взывать: вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища от руки креплших его, и нища и убога от расхищающих Его (Пс.34:10). И опять: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс.123:8). И еще: аще не Господь помогл 6ы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс.93:7). И: Господь мне помощник не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6).

Имея убо такого Утешителя, Духа Святаго, непобедимую силу, Великого Защитника - Бога и споборника, не убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил, но, яко Его имущие помощником и способником нам, мужественно и твердо поспешим на подвижнические и исповеднические борения, переживая в них дни за днями, не прельщаясь обольщеньями змия, и не изнемогая под непрестанными его нападаниями; угасим плотскую любовь, как наполняющую огнем дом души нашей.

Уверяю вас, что это не удовольствие, а опасная болезнь, не сласть, а ума исступление и злое омрачение. Знают сие укротившие неистовство плоти, омывшие скверны ее, и к единому Богу прилепившиеся всем сердцем, - Коего что сладчайше, и что вожделеннейше? - Кто возымел сие, тот во плоти и выше плоти, в мире и выше мира, здесь пребывает и превыше видимого живет; в том волны благодати, тихими веяниями Духа воздвигаемые, тишиною исполняют душу, сколько это возможно.

3) Зачем же попускаем мы, чтоб сластолюбие, победив нас, до того извращало и таким изменением изменяло, что мы, долу поникши к земле, к плоти и крови, совсем отчуждаемся от всеблагого Бога нашего. - Бежим же от всякой страсти: бежим сребролюбия, источника предательства; бежим неверия, как отторгающего нас от общения с Господом; бежим всякой другой страсти, какая бы ни отаковывала душу нашу, - гнева, зависти, ненависти, самолюбия, своеумия, отособления: чтоб не застала нас неготовыми смерть и не отчуждила от Бога; отчуждение же от Бога есть отчуждение и от царствия небесного. Этого никто не избежит из нетворящих благоугодного Богу. Да возможем убо избежать грядущего на сынов противления гнева, начнем неотступно благоугождать Богу, очистим себя и обновим души свои. Дерзайте! близ Господь всем призывающим Его.

Слово 233

1) Праздник всех Святых. - Кто они? Все мученики: одни мученики крови, а другие - подвигов самоумерщвления.