Подвижнические монахам наставления

2) Будем же радоваться и срадоваться друг другу, - будем благодарить, безмерно благодарить, что, по человеколюбию Божию, призваны мы в такое достойное звание, коим Бог прославляется и коему люди удивляются. И не только это, но и жизнь будем вести, сколько можно, внимательнейшую, потому что многие падали с такой высоты, как в давние времена, так и ныне, одни надмившись превозношением, другие поражены быв беспечностью и нерадением, из коих то и другое пагубу душе причиняет.

3) Какое же средство избавления от сего? - Птица в полете своем имеет средство избавления от беды; ибо когда почует близость ловца, расправляет крылья, перелетает в другое место, - и избегает уловления. Так и мы, когда ловец душ наших диавол приступит, тогда, как окрыленные духом, воспарив созерцанием горе, взыщем вышних и горняя возмудрствуем (Кол.3:1.2). Подлагает ли он сласть похотную? Мы восставим чувство благородства души. Выдвигает ли действо греха? Мы всею мыслью обымем строгость суда. Так противопоставляя одно другому, и помыслы помыслами отражая, спасемся от всегубителя. Какой же потом конец подвигов? Для плотских борцов - венец тленный, а для нас нетленный; для тех - радость временная, а для нас веселье вечное. И блаженны мы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим (Евр.3:6). Почему, прошу, пребудем в молитвах и молениях, в сокрушении и слезах, в смиренномудрии, послушании, исповедании, и в других подвижнических деланиях, и с Божиею помощью одержим победу над врагом. Но об этом довольно.

4) Теперь о брате Мемноне. Так как он, хоть как-нибудь, опомнился и возвратился; то нам надо приять его, да не како многою скорбию пожрет будешь таковый (2Кор.2:7). - Имею однако ж сказать вам при сем - что всяк творяй грех не только раб есть греха (Ин.8:34), по слову Господа, но и мерзок для любителей добродетели и, может быть, иной устыдился бы облобызать его, чтоб не запятнаться грехом его. Но поелику Господь наш Иисус Христос, расточившего все свое с блудницами, блудного сына не отверг, когда он возвратился, - то и мы не оттолкнем от себя, но приимем брата сего дружелюбно, и возвеселимся о возвращении его с благодарностью и помолимся о спасении его. - Так исполняя заповедь, как ученики Господа Спаса нашего, достойны будем наследовать царствие небесное.

Слово 255

1) Сколько у нас скончалось братий в изгнании за иконопочитание и от мук? Это свидетели истины православия. Еретики ничего такого не представляют: ибо чувствуют, как нетверды основы их. Мы же назданы на основании Апостолов и Пророков.

2) Для спасения нам остается только наздавать на сем основании злато и сребро и камение честное, т.е. святую и непорочную жизнь, очищая ее покаянием, коль скоро случится согрешить в чем.

1) Почил брат наш Феодор, - один из лучших, и по послушанию искусный, и по исповеданию надежный, раны приявший за Христа, в темнице и в изгнании окончивший жизнь. Что может быть радостнее сего? Столько братий наших (до сотни и с прибавком простирается число их) в какие места заброшены были, там, возсияв подобно звездам, оставили и священные тела свои во свидетельство православия ныне живущим и последующим родам. Я говорю не о нашем только братстве, но о братиях и из других монастырей, в изгнании окончивших жизнь свою. Вот величайшее утверждение церкви Божией! Такой облак имеет она свидетелей о поклонении иконе Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых Его: так что, если б ничего другого не имели мы в руках, этого одного достаточно б было в доказательство истины для тех, кои имеют здравый ум. Да постыдятся же противники православия! Ибо кто из них, борясь за свою веру, подъял когда-либо такие страдания? Никто и никогда; но они, подобно ночным животным, в ночи своей ереси парят и смелы бывают; когда же появится свет дня и православие воссияет, как денница, они укрываются в норы своего лукавого мудрования. - И пусть их плутают при свете своего огня, ими самими зажженного. Мы же, Господом назданные на основании Апостолов и Пророков и Богоносных отцов наших, пребудем твердо укорененными и на последующее время, ни мало не колеблясь от человеческих устрашений.

2) К получению спасения нам предлежит еще только, по Апостольской заповеди, наздавать, на основании веры своей правой, злато, сребро и камение честное, а не дрова, сено и хврастие (1Кор.3:12) - сию пищу огня. Кто так утвержден, того ничто не может поколебать в его вере в Господа. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва, как написано (Гал.3:13). Не попустим же себе опять попасть под клятву. Христос омыл нас в крови Своей, банею пакибытия и обновлением Духа Святаго; не дадим же себе отнюдь опять возвратиться к срамным делам, от которых отказались. Если же не сделаем так, то, в день откровения своего, Он может сказать нам: Я сделал вас Своими стелесниками, вы же уды Мои сотворили удами блудничими; Я омыл вас от грехов ваших, так что вы не имели скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф.5:27), - вы же опять обложили себя зловонием страстей и очернили себя скверною грехов; Я исполнил вас обильно умным светом чрез Духа Святаго, а вы ум свой сделали жилищем неистовых страстей; Я сделал вас сонаследниками вечных благ, вы же избрали быть лучше сонаследпиками противника Моего: отыдите же от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41). Но да не будет нам никогда услышать такой страшный глас и испытать такой нестерпимый гнев. - Почему со всяким рвением возревнуем стяжать чистоту, слезы, сокрушение сердечное, исполняя свои послушания безропотно, бодрствуя в деле Божием день и ночь, чтоб враг, прокравшись, не поглотил невнимательной души. Когда бы нам и при бдении избежать козней змия! При дремании же как достигнуть сего! Но скажет кто; немощно и поползновенно естество наше. Согласен с этим и я, - в том же естестве состоя. Но прошу вот о чем: как только случится что такое, тотчас да будут - раскаяние, исповедание, сокрушение сердца, и живое стремление к восстановлению прежнего доброго состояния. Так действуя каждодневно, достигнем искомого; достигши искомого, и желанный глас: приидите - услышать сподобимся, и царствия небесного наследниками соделаемся.

Слово 256

1) Праздновать праздники в духовных утешениях должно.

2) Праздники проходят и жизнь вся пройдет: не будем забывать о сем, и всегда быть готовыми к исходу.

3) Благоустрояя для сего жизнь свою, по внешнему и паче еще по внутреннему человеку.

4) И ни от чего не отступая, что для сего потребно.

1) Праздники прошли, как Рождества, так и Крещения Господня, которые мы сподобились спраздновать в честь Господа Бога нашего, и в такой крайности нашей. Не печалимся однако ж об этом, но радуемся очень, что за Того, Кто нас ради себе умалил, зрак раба приим (Фил.2:7), мы изгнание терпим и живем в чужой стороне. И что другое значит праздновать, как не прилепляться к Богу, чрез удаление от вещественного и беспристрастие к миру и всему мирскому. Ибо что скажем о тех, кои живут в пустынях, горах и пропастях земных? - Не празднуют они? - Да они еще лучше других празднуют в безмолвии своем, - возвышеннее и Боголепнее, чем те, которые имеют возможность проводить праздники в утехах, пирах, ястьях и питиях, забывая, что сами себя прельщают, - которых потому и Писание окаявает, говоря: возвеселистеся на земли, и насладистеся: упитасте сердца ваша аки в день заколения (Иак.5:5): ибо таковые уподобились свиньям, готовым на заклание; имже бог чрево и слава в студе их (Фил.3:19); так что у нас лучше праздники празднуются, если внимаем себе, и достойную нашего звания и исповедания Христа проводим жизнь.