Подвижнические монахам наставления

4) Сего сподобиться поревнуем, как и избежать противоположного сему.

1) Из людей одни ублажают богатство, другие - власть, те - успехи, эти - наслаждения. Но из этого ничто недостойно ублажения, потому что ничто не пребывает навсегда, но гибнет вместе с настоящим веком. Но и здесь это многих не долго утешает; но лишь показывается и тотчас исчезает, как сон. Одна добродетель достойна ублажения, как вечно пребывающее обладание, соделывающее обладателей своих блаженными. - Вспомним, сколько от века было властителей, и утешников, - и ни единого из них память не есть с похвалою; а добродетельных слава неугасима.

2) И это видно из того, что мы делаем. Вчера мы ублажали святого Златоуста, ныне ублажаем приснопамятного Ефрема, завтра будем ублажать другого святого. Таким образом они, как светила, в продолжении года один за другим возсиявают на тверди Церкви, в памятях о них, отверзают уста наши к прославлению их и освещают наши по Богу стопы. Верно потому священное слово: ихже предуведе тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва; а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим.8:29.30). Что скажем на это? Мы разве непричастны такого звания и славы? Конечно причастны. И нам смиренным не чужды и жизнь крестоносная и цена блаженства; так как мы до нынешнего часа терпим гонение, кроме предшествовавших подвигов доброго исповедания. И о, коль дивна сила добродетели! И что дарует она тем, кои строго держатся ее!

3) Но это здесь; что же в будущем веке? О, кто может изобразить оное блаженство и славу оную! Господь так говорит о сем: тогда праведницы просветятся, яко солнце (Мф.13:43). Как Он Сам есть солнце правды, то обетовал, что и праведники, как сообразные с Ним, возблистают солнцевидно, как утверждает Апостол: понеже с Ним страждем, то с Ним и прославимся (Рим.8:17). И как вымолил у Отца Сам Господь: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (Ин.17:24). Видите, куда мы отыдем? - Идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол.3:1), где радость и веселье, где хоростояние Ангелов, и церковь первородных на небесех написанных, - где одного с нами чина сущие братия и отцы, туда отыдем мы спустя немного, и там начнем веселиться с Тем, Кто владычеством своим владычествует над веком, как поет блаженный Давид (Пс.65:7), - не над веком в тысячу или десять тысяч лет, но над веком, не стареющимся и конца не имеющим.

4) И к сим кто доволен? - Тот, кто столько ревностен, что весь день и всяк час трезвится и бодрствует, чтоб не воздремать душою: ибо, при таком дремании, страсти, как звери, нападают на нас и овладевают душою. Пока же мы пребываем на страже и бдим над собою, дотоле не окрадет хищник, не похитит змий. - Итак, бдеть надобно и обозревать умом сказанное пред сим, равно как и противоположное сему, - муки, кои угрожают противящимся воле Божией: огнь неугасимый, тьму кромешную, червя неусыпающего, и все другие; чтобы, бывая исполнены и объяты такими помышлениями, могли мы миновать сети вражеские, и безукоризненными прейти отсюда и улучить царство небесное.

Слово 262

1) Много благодеяний от Господа было нам при переходе из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом.

2) Что же воздадим? - Будем жить во славу Божию, - будем благоуханием Христовым, взыдем на гору, да видят.

3) Для сего оставим дольняя и горним благоукрасимся.

4) Что не далеко от нас; ибо в нас есть.

1) Всегда наслаждаясь благодеяниями Божиими, всегда и благодарить Его должны мы от сердца теплого в молитве напряженной. Ибо посмотрите, какое и ныне благодеяние! Когда вынуждены были мы убежать, боясь Агарян, не препитал ли Он нас, как в пустыне, в том месте, куда мы были отброшены; и это в продолжении многих дней? Не отверз ли Он нам потом дверь упокоения здесь, где и храм прекрасный и обиталища благоприличны; тот же, кто приял нас - единодушный наш брат? - Сколь велико попечение о нас Божие! Что бы надлежало сделать и Он не сделал? - В продолжении самого бегства нашего доставил Он нам хлеба, вина, рыбы и прочего потребного, сколько требовалось, и даже более, чем требовалось, так что изумлялись видящие то. За все такое не просто благодарить, но и души свои до крови положить долженствуем мы бедные. Почему прошу, возжжем в себе любовь к Нему крепчайшую, прилепимся к Нему всецело и воздадим любезнейшее Ему воздаяние.

2) Какое же воздадим Ему воздаяние? - Будем жить и здесь во славу поклоняемого имени Его, чтоб и на нас исполнилось сказанное Им: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашею, иже на небесех (Мф.5:16). Негде говорит и Апостол: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих (2Кор.14:15). Видишь, что добродетельный есть благоухание Христово, где бы он ни жил? Добродетель и по естеству своему не такова, чтоб укрываться; но проходящий ее всем делается явен: так как и написано: не может град укрытися верху горы стоя (Мф.5:14). Град есть душа человеческая, гора - высота добродетелей, на которую востекшие сияют, яко светила в мире, слово животно придержаще в похвалу себе самим в день Христов (Флп.2:15). Взойдем же, братие, и мы на святую гору сию.

3) Но взойти туда мы не можем, если наперед не оставим дольнего, - т.е. пожеланий плоти и помышлений, и погибельные удовольствия здешней жизни, от коих удаление есть восхождение к добродетели. Итак, да очистится сердце от скверных помышлений, да уцеломудрится око смотреть право, да затворится ухо от слышания злого, да запретится языку говорить суетное, да удерживается рука от прикосновений не подобающих, да направится нога на путь мирен, все члены да обучаются соответственному добру и да освящаются благообразием Христовым. Царь земной благосклонно приветствует того, кто прекрасен и украшен телесно; Царь же Небесный благоволит к тому, кто благоукрашен в духе, хотя, по видимости, он нищ, слеп, хром, и другие имеет видимые недостатки, почитающиеся у людей презренными. В сем разуме неблагородные бывают благородны, бесславные славны, нищие богаты; по сей же причине блаженные Апостолы из рыбарей явились лицами начальственными по всей земле; отсюда св. Антоний, не проходивши наук, был премудрее мудрецов; отсюда, - заимствую пример ближе к нам, - наш Фаддей, скиф и раб, как знаете, востек на высоту исповедания Христа и славным сделался в мире.

4) И о, неизреченное к нам человеколюбие благого Бога нашего! Какой удобный даровал Он нам вход к Себе! Ибо для сего не требуется ни посредник, ни деньги, ни ожидание благоприятного какого-либо случая; но только восхотеть надобно, - и все сделано. - Итак желаешь ли быть великим на небесах? Избери здесь быть последним. Желаешь ли сыном Божиим нарещися? Умиротвори душу от страстей. Желаешь ли очами Божиими быть зримым? Емлись за правду. - Но к сим кто доволен? - Охотно приемлющий учение, любящий делать правду, стремящийся обогатиться небесными благами. - Но буди и нам, исполняя в таком настроении животворные заповеди, улучить царствие небесное со всеми святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.