Подвижнические монахам наставления

2) приглашает всех к миру, заимствуя побуждение к тому из св. Причащения.

3) К сему незаметно прицепляет слово о девстве, которое хвалит, и

4) для коего средством ставит раскаяние в огне страха Божия и заколение в слезах.

1) Ни я не должен чувствовать насыщения спасительным беседованием, ни вы - душеполезным слушанием. Но оба мы того и другого должны иметь ненасытимое вожделение, как жаждущие почерпнуть воды. И это есть признак преуспеяния, условие и действо спасения. Ибо слова путеводят к делам - добрые к добрым и противные тому к противным. Поелику же мы желаем делать доброе, то должны пользоваться добрыми поучениями и благими собеседованиями, чтоб не погрешить в должном. Сему самому научая, Апостол вот что говорит: всяко слово гнило да не исходить из уст ваших: но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления. И далее: всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф.4:29-32). Видите, что заповедует Он? Какова точность в определении заповеди? - Вот что у него говорится еще строже в другом месте: иже Христовы суть, плоть распята со страстми и похотми (Гал.5:24), т.е. как бы неподвижными пребывают к греховному действованию. Если же это так, то рассуди, какого осуждения достойны подравшиеся наши? Они не только побранились, но и руки возложили друг на друга. И ты, мирянин еще, только причисленный к нам, простираешь руки на монашествующего? - А ты, монах, дерзаешь палкою бить приготовляемая к обетам послушания? - Нет; ты уже не монах, а мономах (единоборец), не аскет, а разбойник, не сын мира, а чадо гнева. Не от бранных ли слов пошли удары, за ударами же не следуют ли иной раз смертоубийства? - Почему поступившие так подвержены будут подобающей епитимии, чтоб не дошли до чего худшего.

2) Вы же, возлюбленные, как ученики кроткого и миротворного Владыки, кротко и мирно между собою живите, - мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Устыждайтесь Владычняго тела и крови, коих причащаться сподобляемся. Душа, приемлющая пречистые дары, не должна допускать в себе смятения, неистовства и неуместных пожеланий. Уста, черплющие из бессмертного источника, не должны произносить нечистых смрадных слов. Очи, освященные честною кровью, не должны смотреть зверски и позволять печатлеться в себе блудническим видам. Рука, принимавшая божественное сокровище, не должна касаться ничего не подобающего.

3) Но и все члены, как уды Христовы, должны быть содержимы и блюдомы в чистоте. Конечно и всякая добродетель велика и вожделенна, но не столько, сколько девство. Девство первейше воссияло в раю, прежде чем змий обманул прародителей своими софизмами; девство сподобилось быть Материю Христа; девство людей соделывает Ангелами; девство возводить мир к нетлению.

4) При сем спросит кто, как же нам стяжать его? - Как иначе, как не бесчисленными трудами и потами? - Ибо где предлежит великое дело, там должно быть и тщание велико и труды немалы. Как меч острый добре рубит нападающих, так и душа, в страхе Божием, как в огне выкованная и в слезной воде закаленная должна рубить демонские помыслы, ловя их, как добычу. Если затупится, опять надо оттачивать ее, чтоб побивала не тысячами, а тьмами, как поется о Давиде; потому что много борющих нас с высоты (Пс.55:3), и бесчисленны духи злобы, против нас воинствующие, сопротивление коим до конца показывает истинного воина Христова и соделывает его венценосцем.

Буди же милостью Божиею согрешившим прощение, вам же добре текущим, усиление рвения, чтоб еще и еще совершать всякую заповедь Божию, и за то улучить царствие небесное.

Слово 266

1) Ревностный не от дел только худых воздерживается, но и от помыслов: чрез что стяжавает мир Божий, в коем упоевается божественными созерцаниями.

2) Будем же внимать себе, и не дадим помыслам замедлять в душе, - особенно блудным и гневливым.

1) Нерадивые и обеспечившиеся почитают грехом самым делом совершать беззакония, как-то: прелюбодеяние, блуд, студодеяние, нечистоту и всякое другое дело злое, против которых и закон тяжел. Но ревностный и желающий во всей точности сообразоваться с заповедями не считает неповинными и неподобных мечтаний мысленных, от коих происходят в теле непотребные движения, и всячески старается и это все уничтожить в себе, и пребывать в покое от пагубных страстей: что и есть мир иметь к Богу чрез Господа нашего Иисуса Христа, как говорить Апостол (Рим.5:1), в коем установившись, душа радуется радостью великою и услаждается сладостью ненасытимою, любя входить в помышления о Боге и углубляться в созерцания неизреченных Его величий, до забвения себя самой. Когда же случится ей выйти из такого состояния, и быть тронутой бессловесными похотениями; тогда она возмущается и волнуется, как корабль бедствующий от взволновавшегося моря; и если Господь не придет на помощь, бывает в опасности потерпеть и кораблекрушение.

2) Посему внимать надлежит, не позволяя порочным помыслам замедлять в нас, но тотчас с корнем исторгая их. Ибо если змий найдет место проникнуть внутрь, и мало помалу протесниться туда, то уже не отстанет, пока не породит смерти. Почему Писание говорить, что змий будет блюсти пяту человека, т.е. конец действия, а человек будет блюсти главу змия, т.е. первое ввержение в душу помысла греховного (Быт.3:15). Будем же стоять доблестно против приражения помыслов, уничтожая их прежде возгорения от них похоти, и тем пресекая сланое море греха, чтоб и нам можно было говорить с Св. Давидом: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (65:12). - Впрочем не эта одна страсть (т.е. похоть) возмущает и изменяет душу; но и еще более гнев; ибо говорится: смятеся от ярости око мое (Пс.6:8), еще: ярость их по подобию змиину (Пс.57:5); и еще: ярость в недре безумных почиет (Еккл.7:10); наконец: устремление ярости падение ему (Сир.1:22). От чего же рождается такая страсть? От горделивого о себе и презрительного о других мудрования, мнящее себе быти нечто (Гал.6:3), высящееся над низшим. Поелику смиренный сердцем, подражая Господу, кроток есть и тих, неспорлив и некриклив; и если случится, то скорее терпит обиду, чем причиняет, - принимает удар, но не воздает ударом.

Слово 267