Подвижнические монахам наставления

1) Четыредесятница пресекла шум и молву, и мирян призвала к порядку благочестному.

2) Пост обновляет душу, и делает ее жилищем Божиим; надо сретить его с радостью, и держать.

3) Но постясь телесно, надо поститься и душевно, от страстей и похотей, кои враг представляет привлекательными по видимости, тогда как на деле они и безобразны и горьки.

4) Будем при том прилежать постническим порядкам и церковным и вне церковным.

1) Время четыредесятницы, в сравнении со временем всего года, подобно некоему пристанищу неволненному, в которое стекаясь, все люди получают тишину духовную. Ибо не для монахов только, но и для мирян, для малых и великих, для начальников и подначальных, для царей и иереев, для всякого рода и всякого возраста спасительно предлежащее время. Города и села успокаиваются от шума и молвы; вместо того, всюду возглашаются псалмопения и славословия, молитвы и моления, коими умилостивляемый благий наш Бог умиротворяет дух наш, если от искреннего сердца со страхом и трепетом припадаем и плачемся пред Ним, обещая впредь исправление и улучшение. - Но к мирянам пусть простирают беседы предстоятели церковные; я же, как над вами честнейшими поставленный главою, к вам обращу речь, чтоб высказать коротко подобающее.

2) Пост обновление есть души; ибо Апостол говорит: сколько внешний наш человек тлеет, столько внутренний обновляется по вся дни (2Кор.4:16). Если же обновляется, то и благообразие приемлет по образцу первозданной красоты; благообразясь же привлекает к себе любительно Того, Кто сказал: Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Если таково обычно благотворное действие поста, что он соделывает нас жилищем Божиим; то нам надлежит приять его с радостью, не тяготясь простотою и малостью диеты: ибо видим, что Господь, сильный доставить разнообразную и богатую пищу, одним хлебом и водою напитал тысячи людей в пустыне; к тому же непривычность к такой диете, облегченная ревностью, перестанет быть неприятною.

3) Впрочем пост не ограничивается одною скудостью питания, но требует воздержания и от всего худого, как изрекли святые отцы наши. Будем же воздерживаться от уныния, беспечности, лености, зависти, рвения, злонравия, самоугодия, своенравия; воздержимся и от похоти плотской, потому что и на постящихся нападает этот многообразный змий. Красен был для видения и добр для вкушения, умертвивший меня, плод, как слышим о нем из Писания Но обрати внимание, что он красным назван по виду, а не по естеству. Как если бы кто, взяв гранату наружно приятного красного цвета, нашел ее гнилою внутри, такова и сласть похотная: притворно обещает она сладость неслыханную, а, быв удовлетворена, оказывается горчайшею желчью, - изощренною паче меча, обоюдоострого, поядающего уловленную душу: что пострадал прародитель наш Адам прельщенный змием, который, коснувшись запрещенной пищи, вместо жизни нашел смерть. То же пострадали и все, с того времени доныне подобным же образом прельщенные. Ибо как он сам, сущи тма, преобразуется в Ангела светла, так умеет преображать и зло в добро, горькое в сладкое, безобразное в благообразное, смертоносное в живительное, - и сим способом всезлобный он не перестает всегда прельщать мир. Мы же не дадим себе прельститься такими его приманками и недопустим себя пострадать нечто подобное тому, что страждут пернатые, кои бросясь с жадностью на видимую пищу, попадают в сети ловца; но снимем рассуждением прелестные покровы со зла, будем воззревать на него голое, как есть, и таким образом удобно избегать его.

4) Будем при том бодренны на псалмопениях, усердны к песнословиям, внимательны к чтениям; будем преклонять колена в определенной на каждый час мере и работать своими руками, потому что работать хорошо, и не работающей сочтен недостойным вкушения пищи; будем друг друга тяготы носить, наипаче же постараемся быть друг ко другу блази, милосерди, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодов благих (Еф.4:32; Иак.3:17). И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Фил.4:7); и здесь да сподобитесь безукоризненно достигнуть светлого дня воскресения Господа, в будущем же веке, по воскресении мертвых, улучить царствие небесное.

Слово 272

1) Дом души созидать должно с большим рачением, чем житейский.

2) Материалы для дома душевного - добродетели - страх Божий и другие, между коими значительно и воздержание.

3) Постническое вкушение пищи каждодневное лучше двух- и трехдневного, как свидетельствуют и божеские указания и примеры отцов.

1) Житейские мужи, когда воздвигают себе дом дорогой, не дают себе покоя ни днем, ни ночью, работая, соображая, заботясь, пока не доведут до конца желанного дела; и такое у них к этому рвение, что ум их весь там (на постройках) и живет, и все придумывает, как бы получше устроить потолок и кровлю, как бы разукрасить пол разными мраморами, и как придать подобающее благолепие всему прочему, чтоб все представляло приятный вид любителям таких вещей; и если б кто захотел отвлечь их от таких хлопот и занятий, они встретили бы то с неудовольствием, как великую какую обиду. - Мы же, устрояющие жилище не тленное, а нетленное, и не из камней и дерев слагаемое, но из духовных совершенств и благодатей искусно сочетаемое, ужели будем разлениваться и в рвении к делу сему останемся далеко позади тех? Не будет ли это из всех неправостей самою большою? То здание, по принимании стольких и стольких плотолюбивых людей., и по переменении стольких господ, наконец, быв оставлено, запустеет и разорится; а это странноприемлет Духа Святаго, так как если мы есмы храм Бога жива и Дух Божий живет в нас, как говорит Божественный Апостол (1Кор.3:16; 2Кор.6:16); и, когда имеющие Его вземлются отселе, Он сшествует им и пребывает неразлучно с ними во веки.

2) Но из какого материала устрояется такое здание? - Из добродетелей, восприемлемых и водружаемых в сердце. - Возьми ты мне, во первых, страх Божий, положив его, как некое основание, так как начало премудрости страх Божий есть (Пс.110:10); потом благоразумие, мужество, целомудрие и правду, кои, держась одна другой и союзом любви будучи составляемы исчиневаемы приличне (Еф.4:16), растут в Церковь святую о Господе (Еф.2:21), как написано. Таковой-то храм будем всегда созидать в себе, братие, и всякою красотою добродетелей украшать его не перестанем, чтоб сподобиться иметь обитателем его Духа Святаго, и обратить на себя очи Ангелов и святых привлекательною красотою жизни. - Но как одна из добродетелей есть и воздержание, и в ней мы теперь более других упражняемся; то дадим славу Богу, что одно поприще его мы уже совершили. Пусть при сем лица наши изменились против прежнего; но это - благим изменением, сияя бледностью от воздержания. Пусть уста наши наполнились горечью от желчи, по причине позднего вкушения пищи; за то дух наш богато услажден, окрылен будучи упованием. Итак будем радоваться, избрав лучшее и расположившись к нему.