Подвижнические монахам наставления

Слово 280

Блаженно спострадать Христу, воодушевимся же и уготовимся на страдания.

Четыредесятница уже на конце; и приближается, как корона ее добрая, воспоминание животворящих страстей Христовых, из коих мы можем почерпнуть себе превеликое утешение. Ибо если Господь и Бог наш ят был за грехи наши, велико ли, если яты будем за Него и мы, непотребные рабы? Если Он связан был, и связанный отведен и заключен в темницу, что дивного, если и мы тоже постраждем за Господа и Владыку? Но даже если б нас подвергли бичеванию, перенесем бичевание; если б надлежало потерпеть заушения, потерпим; если б надлежало быть оплеванными, снесем оплевания; наконец, если б и умереть надлежало, предадим себя на такую присноблаженную смерть.

И благо тому, кто сподобится в чем-либо из сказанного соделаться общником страстей Христовых! Вот блаженство! Вот бессмертие! Не слышим разве, что говорит Апостол: - прочее труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу? (Гал.6:17), - как бы так: никто не презирай меня, ибо я на теле моем ношу украшения всецаря Христа. Таков был святый Игнатий, назвавший себя Богоносцем, потому что носил на себе страдания Христовы. Таков был святый Евстратий, который во время самых страданий вопиял: ныне познал я, что во мне живет Христос.

О блаженные воззвания! О треблаженные души! - Ибо чьи мы совершаем памяти? Чьи празднуем дни рождения и кончины? В честь кого воздвигаем священные храмы? Чьим мощам поклоняемся? - Не мучеников ли? Не исповедников ли? Не преподобных ли? - И если здесь они сподобились от Господа такой славы, то какое блестящее прославление получат они в веке будущем? Недомыслимо сие и неизреченно. - Вот добрая купля! Вот блаженная мена! - малыми трудами и подвигами стяжать вечные и нескончаемые блага.

Будем же подражать им и мы; смесим нашу кровь с святейшею кровью Господа. Ибо это и теперь возможно, так как ни естество не изменилось не изменился и Рекший: Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся (Мал.3:6). Он всех равно любит, за всех умер, всем предлежит, яко сладость неисчерпаемая, всем желает спастись, - и это для Него богатство: ибо Он, как говорит Апостол, есть богатяй во всех призывающих Его (Рим.10:12).

Итак, призовем Его в настоящих обстоятельствах, и Он даст силу и крепость душам нашим; обымем Его, и Он уничижит врагов наших видимых и невидимых; потерпим Его, и Он увенчает нас в день воскресения мертвых, в день явления Его во славе, в который да сподобимся и мы неосужденно предстать престолу Его, и, дав добрый ответ, подучить царство небесное!

Слово 281

1) Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание.

2) Вы уже спострадали, но и после пребудьте и в спострадании и во всех других добродетелях.

3) Воодушевляясь надеждою, что с Ним и прославимся: ибо какая тогда будет радость спострадавшим, и какая туга уклонившимся от сего?!

4) О сем помышляя будем хранить себя чистыми и преуспевать во всем добром.

1) Настоящий день (страстная среда) свят и поклоняем: ибо в него Господь начинает принимать крестные за нас страдания, по слову Давида рекшего: вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? предсташа Царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс.2:1.2). Собрались, злой совет составляя против Владыки своего, на коем лукавый Иуда отрицается от Учителя своего и продает Его. За этим потом последовали - предательское лобзание, связание и ведение Господа всяческих ко врагам на суд, представ на который, Судия всех вопрошается и ответствует, и ответив, - о страшное слышание, - рабом ударяется в ланиту и долготерпеливо переносит то, говоря: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши (Ин.18:23); потом оклеветывается и осуждается; затем приемлет наругания, осмеяния, издевания, оплевания, заушения, удары тростью по голове, бичевание, пригвождение ко Кресту, на который возшедши молится за убийц Своих: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк.23:34); наконец, напояется желчью с уксусом, и умирает бессмертный, предав дух Свой Богу и Отцу, и мертвый прободается в ребра. Таковы, вкратце пересказанные, страдания Господа! - И кто разумно слушает Евангельские о них сказания, тот не станет уже ни гневаться, ни огорчаться, ни неистовствовать, ни гордиться, ни выситься над братом, ни завидовать, ни славолюбствовать; но всячески стараться будет смиряться, сокрушаться, считать себя землею и пеплом, желать общения Христовым страстям, быть сообразну смерти Его, чтоб причастну быть и славы в воскресении Его.

2) Дерзайте, скажу вам, и вы; ибо вы уже приобщились Владычним страстям и пребываете в сем общении им. Посмотрите, где вы? Не за слово ли Его и не за свидетельство ли Его вы в изгнании и в гонении? Но и прежде сего не испытали ль вы заключения в темницу? Не пролили ль крови среди поношений и оскорблений? Не скончались ли некоторые из братий наших среди страданий доблестно? - Вот в чем похвала наша в Господе! И вот каков дар наш! - Но как твердость наша ненадежна по причине нашей изменчивости, и мы не можем наверное утверждать, что породит находящий день; то прошу вас, стойте о Господе непреклонно и непреложно, единодушно и единомудренно сподвизаясь за веру Евангельскую, не колеблющеся ни о едином-же от сопротивных (Фил.1:28), и ни едино ни в чемже дающе претыкание (2Кор.6:3), но во всем представляюще себе, яко Божии слуги (2Кор.6:4) в послушании, в смиренномудрии, в кротости, в великодушии, в терпении мнозе: терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование. Еще бо мало елико елико грядый приидет и не укоснит (Евр.10:36.37).