Подвижнические монахам наставления

Против распаления страстей Слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти: блюдись; пал ты после крещения, не пади и после обетов схимы.

Время здешнее жаркое и огнепальное, - не стихийным, разумею, огнем, но некиим невидимым, душу жгущим, который исходит от углей греховных, возгорающихся от ввержения вражескими духами в сердца наши искр страстей. Но вы имеете из божественных уст отрыгаемые рекою излияния Духа (Слово Божие), чтоб погашать его, и, подобно трем отрокам в пещи огненной, пребывать не опаленными и неприкосновенными для огня (сего). При сем надлежит блюсти чувства, особенно зрение, чрез которое, при неосмотрительном его употреблении, наипаче обык враг наш ввергать в душу страстный огонь. Надо блюсти себя и от других подсад со стороны плоти, к коим подают повод неумеренность в пище, питии, сне и во всяком другом упокоении тела. Ибо как от всестороннего воздержания порождается крепость пребывания в добродетели: так от небрежности в сем отношении всякое тиранство греха. Смотрите же, не возвращайтесь опять к сему рабству, освободившись от него чрез вступление в настоящее звание ваше с подобающими обетами и не навлекайте на свою голову двоякой муки - за падения после крещения и после принятия схимы.

Слово 25

1) Побеждающим страсти - венцы, поддающимся им - муки; если вы в первом ряду, - добре, если во втором, поспешите исправиться.

2) Устремитесь к заповедям; никто не будь ленив, двоесердечен, высокомудр.

3) Всякий свою внеси лепту, от своего послушания; Господь примет, как бы оно мало ни было.

4) Не останавливаясь пред трудностями, идите, помогая друг другу.

5) Внешние и внутренние тяготы переменчивы; потерпи, придет и легкость.

6) Кто без трудов венчался? - но вот-вот смерть, и трудам конец; вступишь в лики святых.

1) Се поприще состязания! Се борьба! - Подвижно борющийся, добре текущий и ум свой держащий отрешенным от всего чувственного и страстного одерживает настоящую победу, венчается венцом безсмертной славы, сыном Божиим провозглашается, и наследником вечных благ еще от зде. Кто же увлекается сластьми греховными и сам себя ввергает в сети диавольские, тот терпит истинное поражение, покрывается стыдом грехов ради, сыном диавола делается и наследником огня геенского и разных других вечных мук. Войдите же в себя, испытайте веру свою и познайте, каково и где стояние ваше и хождение. И если на правом пути находитесь и царским путем шествуете, добре и предобре! - Если же погрешили в шествии своем и попали на стремнины греховные, поспешите возвратиться, прежде, чем свечереет век сей седьмый и настанет оный осьмый, несущий с собою суд и воздаяние.

2) Устремитесь к заповедям Божиим, сейте семена добродетелей в сердца ваши, чтоб, в свое время, пожать плоды правды. Никто не будь лежебоком, чтоб не услышать от Приточника: иди ко мравию лениве, или иди ко пчеле трудолюбивой (Прич.6,6.8). Никто не будь лукав и двоесердечен, одно имеюще в сердце, а другое говорящь, чтоб не быть пораженным грозным приговором священнопевца Давида, который говорит: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый (Пс.11,4). Никто не оставаяся без дела и не будь празден, чтоб не подпасть присуждению св. Павла, говорящего: аще и хощет кто делати, ниже да яст (2Сол.3,10). Никто не будь велемудр, чтоб не испытать того, чем грозит св.Иаков, говоря: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4,6).

3) Все бодренно шествуйте в Господе, и заповеди Его творите, привнося каждый в общность жизни нашей, как в сокровищное хранилище наше (Мк.12,43) то, что ему под силу и что ему подручно, - кто экономство, кто священнослужение, кто смотрение за больными, кто песнопение, кто чтение, кто вертоградство, кто краснопись, - и вообще никто да не будет ничего не приносящим и да не является пред Господа тощ. Приемлет Господь приношения не только великие, но и малейшие, приемлет даже того, кто проговорит стих в напоминание о смерти, если, может быть, ничего другого сделать он не силен, как две лепты вдовицы. Бог определяет цену дел, смотря на произволение делающего. Имея убо Бога благого и многомилостивого, и паче нас самих хотящего спастись нам, будем шествовать путями Его правыми, и обретем покой душам нашим.

4) Ничто из случайных затруднений на Евангельском пути нашем да не пресекает ничьего течения; но пусть стропотен и притруден путь, скоро да течем, да благодушествуем, да мужествуем, да проходим и переходим с холма на холм, с пригорка на пригорок, пока взыдем на гору Господню и станем на святом Его месте безстрастия. Шествующие вместе облегчают друг другу путь. Друг друга тяготы, по Апостолу, носите и вы (Гал.6,2).

5) Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество, теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление, сию минуту страстей возстание, а в следующую Божия помощь и их пресечение; не таким, как вчера, явишься ты и послезавтра, и не навсегда одинаковым пребудешь ты, возлюбленный; но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: где был еси доселе, Господи? и Он скажет тебе на это: смотрел, как ты борешься, и ждал. Будем же терпеливы, возвеликодушествуем немного; стесним себя и тело свое придавим, порабощая его и далеко от себя отбрасывая страсти.