Подвижнические монахам наставления

2) Имею нечто напомнить вам, братия мои, - почему не исполняете вы одной заповеди моей, как прочие? Хотя она кажется, может быть малою; но нарушение ее губит все великие ваши исправности. И зачем говорить нам: великая и малая заповедь? Всякая заповедь Божия должна быть исполняема, и всякое преслушание справедливо имеет свое наказание. Многократно я говорил со строгим прещением, что непозволительно, чтоб каждый из вас передавал другому что-либо из пищи и пития. Это принадлежит только мне, эконому, под-эконому, или и келларю, или другим набольшим, которым я дал и даю приказания на сей предмет. Итак снова подтверждаю, чтоб от нынешнего дня никто этого не делал: за это подлежит всякой эпитимии, как за тайноядение. Смотрите же, не впадайте в этот грех, по малосмыслию. Вы не к добру стыдитесь один другого и там устрашаетесь страхом, где нет страха. Говорите, что не желаете оскорбить брата, а между тем Бога оскорбляете и меня недостойного. Увы - такой совестливости вашей! Это знак легкоты ума, Богонелюбия, самочиния и плотского дружества. Дерзаю сказать, что, хоть бы ангелом кто был, не принимай от него ничего. Ведь, вы часто получаете овощи благословенно: их и пусть ест каждый; если же кому нельзя их есть, тот пусть возвратит их келларю, или, желая передать кому, скажет об этом ему. Поступающий так, не подлежит осуждению. Или не знаете, что от этого зарождается непотребная дружба? А может быть, вы тем и передаете, к которым имеете нечистое расположение. Но пусть ничего такого нет; не соблазнительно ли само действие? и не порождает ли оно шепоты и огорчения, когда тот получает, а этот только смотрит? Всячески сей последний может подумать о себе, что его не любят. Если же скажете, что даете не пред лицом другого, то вам нужно для сего искать особое время и место; а таким образом вы устраиваете скрытные содружества и совещания. - Но что говорит св. Василий Великий? - Что помизания очес и шептания на ухо подают повод ближнему подумать, что тут затевается какое-либо недоброе дело (Сл. 3 о подвижничестве). Итак отнюдь не позволяется вам делать это (т.е. передавать что съестное другим), помимо и без ведома тех лиц, кои к сему приставлены. Кто же окажется в сем виноватым, тот подлежит эпитимии. Не думайте, однако ж, что это будет от гнева и раздражения. Нет, и делал и буду делать сие, движимый любовью к вам. Я забочусь в сем подражать Господу, о Коем свидетельствует Апостол: егоже любит Господь, наказет, биет же сына, егоже приемлет (Евр.12,6), - и сему самому Апостолу, который говорит о себе: и кто есть веселяй мя, точию скорбь, приемляй от мене? (2Кор.2,2).

3) Хотите ли всегда и во всем быть исправными? - помните о смерти, об отрешении души от тела, о предстании Ангелов (в час смерти), о долгом оном шествии и странствовании (по мытарствам), о сретении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, о страшном ответе во всех делах наших, о вечных мучилищах, о царствии небесном и об обетованных в нем благах неизглаголанных.

Слово 53

1) Отлучаюсь, но дущу оставляю с вами; будьте и без меня, как были при мне.

2) Наставления эконому.

3) Уроки брятиям по сему случаю.

1) Отлучаясь от вас на время, душу свою оставляю с вами, и предаю вас молитвам отца моего и вашего, могущим твердыми и непоколебимыми соблюсти вас навсегда. Имеете заповеди Господа и Бога нашего, предания св. отцев наших и мои смиренные наставления и внушения. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри (Еф.5,45), так, как бы я не отлучался от вас, а был с вами. Отсутствие учителя ложным ученикам радость доставляет, а истинным прискорбие. Вы, достойны суще Бога, живите преподобно и праведно, и пребудьте таковыми. Господь приточно говорит в Евангелии: блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща, как ему приказано (Мф.24,46). Мы недостойны того, чтобы к вам приложить такие слова; но для вашего утверждения в добром житии понуждаемся присказывать нечто такое, что выше нас. Да обрету убо вас также ищущими Бога, как оставляю, и соединенными в единодушии, в тождемыслии и единосердечии.

2) Ведаете, что у сатаны много искушений, время же теперь весеннее, дни приятные. Смотрите, как бы не влетела в кого из вас стрела греха.

Слышишь, что говорит Павел, великий вселенной учитель: кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2Кор.11,29). Разумеешь, что говорю? Да даст тебе Господь разум во всем. Но имеешь и лющего нашего отца; его святым советам и повелениям следуй во всем. Изводяй достойное из недостойнаго, как уста Мои будет, говорит Господь в божественном Слове Своем. Настоятельствующий над братством великим наречется на небесах, если достойно будет управлять подчиненными ему. Что говорит Господь святому и великому Петру? Если любишь Меня паче сих, паси овцы Моя (Ин.21,15 и 9).

3) Вы - овцы Христовы, чада мои, и братия. Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, давшего Себя за грехи наши, покоряйтесь старшему над вами; не противься никто приказаниям его: ибо противляйся ему, Божию повелению противляется. С ним будет под-эконом: слушайтесь и его, и никто не презирай его ради юности его: ибо старость не в числе лет состоит, говорит божественное Писание (Прем.4,8). Но кто стяжал старческую мудрость, тот и стар. Будьте же все мудры, все старцы разумением, никто не будь младенец ведением, но разумевайте, что есть воля Божия благая, и угодная, и совершенная (Рим.12,2), и по ее указаниям, жительствуйте.

Слово 54

1) Благоугождайте Богу; друг о друге пекитесь, не себе угождая; не будьте мудры о себе; единодушны будьте.

2) Труда требует монашество, особенно же смирения; покой в будущем, но и здесь есть плод труда; и все монастыри трудом живут; смиренно покоряясь сему мирно живите, дондеже прейдете.

3) Пахомия брат почил; поминайте добродетели его: бездерзновение, воздержание, семх до улыбки, и то иногда только... трезвение... и подражайте ему Благодарю Бога, являющего среди нас достойных людей.