Подвижнические монахам наставления

4) Берегите вещи, - даже обноски, и чурбаки.

5) Всегда ждите смерти; подняв паруса плывите, наблюдая, как бы где вода не просочилась... это искушение чрез чувства.

1) Св. Василий Великий сказал: что всеблагий Бог для того дал нам дар слова, чтоб мы открывали друг другу советы и помышления сердец своих. И се я открываю вам, что есть в сердце смирения моего, - что хотя сам я окаянен, по множеству грехов моих, но оставляя свою немощь и опасность своего положения, всю заботу мою обращаю на вас, за вас страшусь и трепещу, и по вас подвизаюсь во всем. Почему кто из вас печется паче всего о спасении своем, тот не чадо мое, но господин, владыка и отец, - и я мысленно повергаюсь к ногам его; кто скор и ретив в делании дела своего, тот сила моя и крепость; кто молчалив, смиренномудр и трепещет словес Божиих, тот душа моя, сердце мое, ум мой. Но раздражаюсь на ничего не делающего, как даже ни ясти достойного по божественному Павлу (2Сол.3,10); также на мешкатного, на ленивого, на ропотливого, на сонливого и на дремлющего за делом. Прошу убо вас, возстаните, - чада мои и братия, сподвижники и споспешественники мне на пути, ведущем на небеса. И во первых, емлитесь за духовные делания тепло и крепко, возгораясь, как огнь и спеша к ночным псалмопениям и дневным молитвам; а потом обращайтесь и к телесным делам, кои у вас на руках, вставая, как можно раньше, и не допуская до того, чтоб солнце застало кого на ложе, как заповедал Василий Великий; в жаркие же часы дня можно соснуть, но довольно одного часа, и скорее вставайте. - Слышишь, что написано в божественных Евангелиях: утру глубоко приидоша жены на гроб (Лк.24,1); зело рано течаста Петр и Иоанн (Ин.20,24); в полунощи восстали Павел и Сила на молитву (Деян.16,25), подражая тому, что поется во Псалмах (118,62)? И что еще говорит о себе Павел? - Нощь и день делающе, да не отягчим кого от вас (1Сол.2,9). Видишь? - вот Апостол, проповедник Евангелия, ловец вселенныя, после такого служения словом, обращался к занятию и ручными работами, подавая нам образец жизни по Богу.

2) Будьте не забывчивыми слушателями слова (Иак.1,25), но творцами закона и исполнителями того, что возвещено нам, по божественному Совету. - Соревнуйте друг другу, и друг друга возбуждайте. Кто скорее других к послушанию? Тот, кто не дожидается второго слова от повелевающего. Кто выше в смирении? Тот, кто с первого слова падает ниц, испрашивая прощение, и принимает на себя всякую клевету. Если вы таковы, то добре ведаю, что радуетесь и веселитесь, вземлетесь надеждами к безстрастию, и возноситесь чаяниями к блаженству небесному, пребывая чистыми душою, независтливыми и неподатливыми на страсти: ибо хотя получаете уколы и щекотания страстей, но, быв вооружены такими духовными добродетелями, вы отражаете борющих вас демонов. Впрочем, кто из воюющих не получает уязвлений, хотя и победу одерживает? И такого как не увенчать Царю небесному, хотя бы он был весь в ранах, только бы не был он умерщвлен грехом.

3) Будьте милосерды, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Мк.6,36). Утробы нечестивых, как написано, не милостивы; праведник же милует души скотов своих (Прит.12,10). Во-первых являйте милость взаимно к себе самим, а потом и к животным, не оставляйте их не накормленными и не напоенными, но в свое время и корму им задайте и на водопой водите. То и служит очевиднейшим признаком, что подъяремные животные принадлежат монахам, когда они откормлены и сильны; если же они не таковы, то это не монастырские, а мирян или злых или неразумных.

4) покажите вы себя точными исполнителями правил жизни вашей, даже до малейших черт. И как в другом ревнуете вы быть верными сим правилам, так соблюдайте их в отношении к вещам: ни овощей не бросайте, как попало, ни плодам не давайте преть; даже лоскутами какими старыми или обрезками в пядень не брезгуйте, тем паче одеждою; ибо если монах должен носить, как написано в Герондике, такую одежду (Дост. сказ. 1846, стр. 272), которой никто не взял бы, если б бросить ее на три дня за ворота, то какою еще одеждою можно брезговать, пока она держится на плечах? И не об этом только говорю так, но и поленом каким не пренебрегайте и сжигайте его попусту, ни отрезком доски, может быть, гожим еще на что-нибудь; не разливайте также вина и не проливайте елея. Уа! С чем это сообразно?

5) Каждодневно ожидайте разрешения вашего от тела. - Тогда узрены будем страшным лицем Господа. - Сего ради да будут вам слезы хлеб день и нощь (Пс.41,4), и, воспоминая сие, изливайте пред Ним сердца свои. И я уповаю, что вы пройдете в место селения дивна даже до дому Божия, во глас радования, в духобряцательном эхе празднующих на небесах (Пс.41,5). Итак не вдавайтесь в печаль и не смущайтесь по причине страстей, хотя бы они сильно волновали вас; но, подняв парус души, благодушно продолжайте плавание и старайтесь переплыть великое и многобедственное море жизни сей, управляемы будучи молитвами отца нашего.

Если страсть слишком подует, надо спустить парус, т.е. восприять истинное смирение; если порвется вервь, т.е. крепость терпения, поскорее исправляйте это чрез восстановление силы ума. Действуя так, вы безопасно войдете с грузом добродетелей в небурное пристанище жизни вечной.

Слово 56

1) Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек.

2) Велик образ жизни нашей, и потому что теперь имеем, и по тому, чего чаем, если сравнить его с мирскою жизнью.

3) Когда возстают искушения со вне, и от плоти и страстей, стойте и боритесь, пока победите.

4) Перечисляются помыслы десной и шуей стороны, и предлагается последним противиться, а к первым прилепляться.

1) Не дивитесь, что случается иным из вас поскользнуться, а иным и совсем отпасть от нас, особенно из тех, которые еще проходят срок испытания, недавно вступив в обитель. Не выносят они благого ига Христова, по причине оставшихся в них недобрых расположений и склонностей, - нетрудолюбия, миролюбия и греховных привычек, почему возвращаются вспять, как псы на свою блевотину (1Пет.2,22). Не ложно слово Господа, что мало стадо, к коему благоволит Отец Его (Лк.12,32), - и что мало таких, кои тесными вратами и скорбным путем идут в царствие небесное (Мф.7,13.14), что аще кто не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк.14,25).