Подвижнические монахам наставления

2) Пусть лишений много; но нам предлежит жизнь вечная и царство небесное: возлюбим же сии лишения, и будем тещи воодушевленно.

3) Смотрите на примеры св. отцев руководителей.

4) Смотрите на примеры прославльшихся в последствии.

5) И подражайте им, чтоб сподобиться и части их.

1) Радоваться должны мы, что призваны Богом и избраны для такой святой жизни, - и радоваться столько, чтоб забывать труды подвижничества и легким почитать все скорбное встречающееся на пути добродетельной жизни, в чаянии будущих наслаждений. Не воинское звание, не гражданский чин, не военачальническое достоинство, не столь желанное многим царское владычество получили мы и имеем, но гораздо большее всего этого и высшее небесное жительство, - истинное не на словах, а самым делом. Ибо если с Ним страждем, с Ним и воцаримся, говорит Апостол (Рим.8,44; 2Тим.2,12). Такое убо получив от Бога преимущество и получив даром, а не по своему усилию, сколь должны мы радоваться и веселиться, благодарить и молиться, все делать и говорить, чтоб сохранить его и соблюсти некрадомым от многовидных, против нас направленных, наветов преисподнего миродержителя? По чему, братия мои, да будет нам, в деле исполнения лежащего на нас долга, всякая скорбность приятна и всякий труд сладок и желателен, и ради сего да приемлется нами всякое подвижническое лишение, как наслаждение, - удаление от мира, как к Богу приближение, - отчуждение от удовольствий, как причастие благ небесных, - утеснение воздержания, как пространное питание.

Будем же тещи бодренно и усиленно; возлюбим подвиги самоотвержения, и поты доброделания, да восхитим венцы и стяжем сокровища, каких око не видело, о коих ухо не слышало, какие и на сердце человеку не восходили (1Кор.2,9).

3) Нам надлежит сообразиться с жизнью древних отцов наших, идти по следам их добродетелей, возлюбить их делания и отобразить в себе образ их жизни. Таков великий началовождь наш Антоний великий, первые поборовший противоборца нашего и путь нам проложивший к подвижническим победам. Таков блаженный и равноангельный Арсений, достигший высших степеней подвижнических добродетелей и предлежащий в славу нашу. Таков священный и божественный Пахомий, именующийся праотцем нашим. Таков божественный Иларион, возблиставший добродетелеями, на подобие зарницы, возсиявающей каждое утро. Таков благославный и всесвятой Евфимий, соименный благославию, и с ним преподобнейший Савва освященный, священнейший и равноангельнейший Феодосий и прочие светлейшие светила вселенной.

4) Но перейдем словом и к тем, кои показали совершеннейшие образцы послушания; ибо и вышесказанные прославились, быв наперед предуготованы благодатью послушания. Увещевает нас к неразмышляющему послушанию сын Света Досифей Богоданный отец наш; подкрепляет любовь нашу к отцам руководителям Дометиан (преп. Ученик св. Саввы. Служба в суб. Сыропустную), Богопросвещенный отец наш; утверждает нас в терпении поношений и обид Аввакир (Егип. преп. 6 век. Сырн. суб.), Богоизбранный отец наш; располагает нас к смиренномудрию Захария (Егип. преп. 5 дек.), всечестный отец наш; изменяет нас добрым изменением Сильван (преп. Палестин. Суб. сыр.), многоплачевный и многосмиренный отец наш; возбуждает наше к рукоделиям усердие Иона (М.б. отец Феодора и Феофана начерт 22 сент.) трудолюбивый, образец исполнения заповедей Господних. Можно ли без соревнования воспоминать боголюбие блаженного Петрония (Учен. Антония вел. Сыр. суб.), скоропослушность божественного Аоре (Преп. Нитр. Суб. сыр.), и св. Марка (Егип. 5 марта), простоту Павла (4 октября) всечестного и всех подобных добродетели смиренной?

5) Но и часа не достанет, чтоб перечислить всех их. Достаточно и этих, чтоб возбудить нас к соревнованию им и к подражанию деяниям их. Станем же действовать, как действовали они, трудиться, как бы наряду с ними и содействуемы будучи ими. И обогатимся, таким образом, подобно им делами преподобными и праведными; а затем сподобимся причастными явиться славы и венцов их, в небесном царствии Господа нашего Иисуса Христа.

Слово 65

1) Помышляя, что претерпели Пророки, Апостолы и другие Святые царствия ради небесного, возревнуем.

2) Чего не подъемлет иной ради плотской любви? Нам ли Господа ради не понести всего?

1) Не подумайте, что не велико дело достигнуть Царствия Небесного. Его ради, как написано, святые все проидоша в милотях, в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах и пропастех земных, ихже не бе достоин весь мир (Евр.11,37.38): Исаия претрен пилою; Иеремия спущен в ров тинный; Иона погружен в море и поглощен китом; Даниил предан львам на снедение; три отрока в пещь огненную ввержены; Захария, отец Предтечи, убийством меча умер; сам Предтеча обезглавлен тоже мечом. И недостанет мне времени, повествующу о божественном Павле, говорящем о себе, что он бывал в алчбе и жажде, в зиме и наготе, в труде и подвиге (2Кор.11,27) и в других бесчисленных лишениях, - о св. Стефане, побитом камнями, - о брате Божием Иакове, убитом у храма. И где мне перечислить страсти прочих Апостолов, страдания св. мучеников и подвиги преподобных отцов? Им нет числа. - Вот как сподобились они получить обетованные неизглаголанные блага на бесконечные веки! Будем же и мы, смиренные, также подвизаться. Ибо, по божественному Василию Великому, тех почести, коих и труды, и венцы - достояние победителей. Пребудем борцами, обнажимся, как всегда готовые к состязанию, воспротивоборствуем супостату; не отступим пред трудностями, не поддадимся от ударов и не обратимся вспять. Ревность, как огнь, да горит в утробах наших, и ничто не устоит пред очами нашими, но побегут даже и бесы: ибо они, как написано, тают, как воск, от лица огня сего духовного (Пс.67,3); убоятся и люди, или, по крайней мере устыдятся; и мы, все прешедши, взыдем туда, где жизнь наша и наше успокоение неизреченное.