Подвижнические монахам наставления

Слово 69

1) Надо терпеть все, что приходится встретить неприятного; и будем достойны стать в сонме страстотерпцев.

2) Взыщите Бога, довольствуясь уничиженным на земле состоянием, подобно Спасителю.

1) Бодрствовать должен я о душах ваших, день и ночь пещись о вас, назидая вас и словом и делом, чтоб возвести вас в должную меру совершенства. Но и вы не опускайте рук: ибо если я, недостойно именующийся учителем вашим, претерпеваю что-либо ради вас, - то и вы тоже должны потерпеть ради меня и ради друг друга, созлопострадать и собедствовать, не как чуждое нечто для себя приемля то, не ужасаясь, не убегая и не падая духом при находящих скорбях. Мы еще не до крове противостояли греху (Евр.12,4), еще не прошли сквозь огнь и воду (Пс.65,12), как святые мученики, еще не изранены мы и не изъявлены, как каждый их преподобных и праведных. Как же похвалиться нам в будущем веке, что и мы страдали за Христа, когда не переносим мужественно и благодушно даже малых, встречающихся с нами, неприятностей: какого-либо укора, пристыжения, посрамления, обезчещения, презрения, - прибавлю еще, - сухоядения, малопития, рубищного одеяния, труда послушания, раннего пробуждения на службу, стояния на псалмопении, исполнения наложенной епитимии. - Ей, чада мои, будем перенося переносить благодушно все трудное и неприятное, чтоб по правде петь с Давидом: терпя потерпех Господа, и за то, по милости Божией, сподобиться: и внят ми и услыша молитву мою (Пс.39,2). В будущем веке другие иные плодоношения предъявят: треблаженные мученики - кровь; преподобные отцы - величайшие свои подвиги и добродетели; а мы - смиренное претерпение сказанного выше. И я верно знаю, что не будем лишены части оных, как удостоверяет божественный Антоний.

2) Взыщите паче всего Бога, и жива будет душа ваша (Пс.68,33). Взыщите лица Его выну, да отражается оно в чистом сердце вашем (Пс.104,4). Помяните чудеса Его, яже сотвори (Пс.104,5) в нас в прежние лета и теперь творит, умножая братство наше, питая и ничего не лишая потребного в настоящей жизни. И за все, что Он творит нам, воздадим Ему должное. Ищет же Он от нас не что другое, как чтоб мы боялись Его и любили Его всем сердцем и всею мыслию своею и по силе подражали Его воплощенному жительству. Низшед с небес, странником был Он на земле, чтоб и мы устранились помыслами своими от своих похотений. Послушался Он Отца, чтобы и вы безропотно слушались меня недостойного. Смирил Он Себя даже до смерти, чтоб и вы умудрялись тоже делать, уничижая себя и смиряя в мыслях, словах, делах и движениях. - В чем истинная и божественная слава, если не в том, чтоб быть безславимым среди людей Бога ради? В чем честь и доброе имя и монаха, если не в том, чтоб его безчестили ради Бога и с безчестными вменяли? И Спаситель наш и Бог, плоть нося, смиренное и уничиженное избрал, чтоб посрамить славное и богатое у людей. Сего ради в вертепе рождается, в яслях полагается, сыном тектона именуется, нахореем прозывается, одевается в хитон с простою накидкою, ходит пешком, утруждается, камнебитием от Иудеев угрожается, поносим бывает, поемлется, распинается, копием прободается, во гробе полагается, - и потом воскресает, - чтоб нас подвигнуть подобно Ему переносить все пред лицем Ангелов Его, и потом увенчать нас в Царствии Небесном.

Слово 70

Чего требует от вас Бог? Отречения от своей воли и покорности единой воле настоятеля; потому не дерзайте особиться от других ни в чем, даже добром.

Чего ищу я, или паче чего ищет и что требует от нас Владыка всех и Бог наш? Ничего другого, как чтоб вы добре покорствовали и неразмышляющее являли послушание даже до крови и отнюдь не уклонялись от того, как пред лицем св. Ангелов обещались и располагались жить и действовать. Сами знаете, что изрекали уста ваши и какие обеты давали, когда я постригал каждого из вас и облекал в одежду веселия и радования, разрешив остававшиеся неразрешенными падения ваши, в несомненной надежде, что моим смиренным разрешениям здесь - долу горе разрешает их Бог. Откуда же у вас несмысленные помыслы, безразсудные суды, безсловесные слова и неуместные пожелания чего-либо кроме заповеданного и установленного во имя Господа нашего Иисуса Христа, чрез посредство отца моего и вашего, с согласия и предшественников ваших? - Один поститься желает, как хочет, другой - безмолствовать, как ему угодно, этот - учиться тому, что ему нравиться, тот - должность занимать, какой домогается, - потом - эти планы самовольные, далее - эти предприятия особные, - и отсюда общее разложение? За этим разве соединились вы вместе? - Еда разделися Христос? Или во имя Павлово крестистеся? (1Кор.1,13). - Слова сии добре приложимы к тем, кои, увлекаясь особными своими вожделениями, не смотрят и внимания не обращают на то единое, что заявляется моим смирением с полным рассмотрением дела. Не великого чего и дивного ища ищет и желая желает от вас Бог, а одного того, что вы соблюдали общежитие, к коему Он вас призвал - не дерзаю сказать, по моему недостоинству и многогрешности, - и того, чтоб вы жили и действовали согласно с волею и руководством данного вам от Него пастыря, во славу поклоняемого имени Его. Вот поприще для проявления особной вашей великости и дивности, - лучше же сказать, - мученического подвига честных душ ваших!

Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира (Еф.6,14.15). - И да будет благопоспешествующь и спасающь вас Господь Бог!

Слово 71

1) Причины греха - гордость и непослушание; и от них всякое горе: напротив от смирения и послушания - всякое благо.

2) Вы, пришедшие к нам из знатных и богатых, не высьтесь, но смиряйтесь, подражайте Господу, смирившему себя, ради нас.

3) Емлется и все за Богоподражательную жизнь.

1) Блюдемся, да не заболим душою, удаляясь от причин, порождающих сии болезни и избегая таким образом зла, сопровождающего их. Первая причина душевной болезни - гордость, по причине которой ниспал денница, возсияваяющая заутро; вторая - преслушание, за которое изгнан был из рая сладости первозданный; и из обеих их произошли тьмы родов и видов ненавистного греха. Хочет ли кто потому и любить ли наслаждаться благобытием? Будь подальше от гордости и облекись в смиренномудрие, при неразсуждающем послушании; и радость и веселье пребудут на главе твоей. Ибо сколько благ привлечет сия благая риза? - Мир, кротость, почтительность, доверие, беспрекословную уступчивость, и все доброе, приятное и вожделенное, чем характеризуется истинный человек Божий.