«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Переплывают они на Кипр и проходят его из конца в конец. Слово проповеди благоснеется; но в Пафе ему стал противиться Елима волхв. Кто заградил этому противоборцу уста? Дух Святый устами св. Павла, исполненного им (Деян. 13, 9).

Переплыли они в Малую Азию. В первом здесь городе, Антиохии Писидийской, слово принялось и между иудеями, и еще паче между язычниками. Но неверовавшие иудеи подняли на апостолов гонение, и они вынуждены были пойти далее. – Что же с уверовавшими? Уверовавшие же ученицы исполняхуся радости и Духа Святаго (Деян. 13, 52). Они оставлены под руководством благодати Духа Святаго, им дарованной. Как было здесь, так конечно, было и во всех местах, коих коснулась проповедь в сие апостольское путешествие. Ученицы всюду исполнялись таинственно Духа Святаго, – и Им были блюдомы и руководимы до времени, пока на возвратном пути не дано было им обыкновенное пастырское руководство (Деян. 14, 23).

Когда потом, по возвращении в Антиохию, свв. Варнава и Павел с другими некиими посланы были к старейшим апостолам в Иерусалим для вопроса об образе принятия язычников в лоно Церкви, то здесь вопрос сей решили преимущественно тем, что Бог явил уже Свое к ним благоволение, дав им Духа Святаго, якоже иудеям, без всякого обязательства к чему-либо иудейскому, – и состоявшееся решение подтвердили затем сим образом: Тако изволися Духу Святому (Деян. 15, 8–28).

Возвратясь в Антиохию и пробыв здесь несколько времени, св. Павел предпринимает новое апостольское путешествие, посещает прежде основанные Церкви, проходит Фригию и Галатийскую страну. Все это идет свободно. Но хочет он пойти во Асию, – и Дух Святый возбраняет ему; хочет направиться в Вифинию, – и опять не допускает его Дух. Путь указан наконец ночным видением, которое было, конечно, по действию Св. Духа (Деян. 16, 6–9).

Прошед с проповедью Македонию и Ахаию и всюду насадив Церкви, св. Павел возвратился чрез Иерусалим в Антиохию и, отдохнув немного, начал третье апостольское путешествие, направляясь в Ефес. Когда пришел он сюда, то первым его здесь делом было завершение веры 12 человек, полнейшим их оглашением, крещением и низведением на них Духа Святаго; чем показал, что никто из верующих не бывает полным христианином, пока не приимет Духа Святаго (Деян. 19, 1–6). Я об этом обстоятельстве писал тебе в первом письме.

Пробыв в Ефесе около трех лет и насадив христианство во всей прибрежной стране той и к северу и к югу, св. Павел снова посетил Македонию и Ахаию. На обратном пути оттуда он миновал Ефес, но, остановясь в Милите, позвал к сеюе епископов Ефеса и сопредельных мест и в прощальной беседе к ним изрек следующее замечательное слово: Внемлите себе, и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20, 28). Церковь есть Церковь Господа, но собирает ее, сочетавает воедино и пастырей в ней и для ней поставляет Дух Святый, поставляет и конечно руководит.

О себе при сем св. Павел сказал, – что он, связанный Духом, идет в Иерусалим. «Что будет со мной, – говорит, – не знаю, но Дух Святый по всем городам свидетельствует, что меня ждут узы» (Деян. 20, 22–23). Далее на пути в Иерусалим, в Кесарии, пророк Агав, взяв пояс св. Павла и связав им себе руки и ноги, сказал: Тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть поясе сей, тако свяжут его в Иерусалиме и предадят в руце языков (Деян. 21, 11).

Таким образом видишь, что как в душах апостолов, проповедавших св. веру и насаждавших Церкви, так и в содевании спасения верующими, все зависело от Духа Святаго. Его действом и апостолы успевали в насаждении веры, и верующие совершались в жизни по духу веры.

Так говорит нам книга Деяний. Обратимся теперь к Посланиям св. апостолов.

Обратив солунян к вере и основав из них св. Церковь, св. Павел вынужден был скоро оставить их и перейти в Ахаию. Беспокоясь же о них, пишет к ним из Коринфа послание, в коем воспоминая, как шло его у них благовестие Евангелия, говорит, что оно было не в слове только, но и в силе и в Духе Святе (1 Сол. 1–5), то есть в проявлении знамений и в сообщении особой силы убедительности его слову, пленявшему в послушание вере. – Затем прибавляет, что Бог и им даровал Духа своего Святаго (1 Сол. 4, 8), – и дает заповедь – не угашать сего Духа (1 Сол. 5, 18).

Галатяне приняли св. веру со всем жаром. Но ворвались к ним неправоучащие, – иудействующие, – и сбили их с прямого пути веры. Узнав об этом в бытность свою в Ефесе, св. Павел вразумляет их посланием, убеждая возвратиться к первоначальной чистоте принятой ими веры. Первое, чем он поражает их, есть указание на то, как они прияли Духа Святаго. Сие едино, – говорит, – хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры? (Гал. 3, 2). Приятие Духа – благо высшее по общему сознанию и чувству всех принимавших его; сподоблялись же его только верующие чрез таинства. Апостол говорит: если чрез веру во Христа сподобились вы приять Духа Святаго – сие высшее благо, помимо закона, то какой смысл вязать вам себя этим законом, который ничего подобного никогда не доставлял и доставить не может?

Затем приводит им на память силу крестной смерти Господа, усвояемую верою. Сила же сия в чем? – В том, что чрез нее верующие приемлют Духа Святаго. Христос ны, – говорит, – искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. Для чего? Да обетование Духа приимем верою (Гал. 3, 13–14). Столь великое средство – крестная смерть Бога воплощенна, не указывает ли, что и доставляемое им благо, – приятие Духа Святаго верующими, – есть наивысочайшее благо? Как выше того средства ничего и придумать нельзя, так и выше сего блага никакое другое немыслимо. Приятие Духа в вере христианской есть венец благ человечеству от воплощенного домостроительства.

Далее говорит апостол: сущие под законом суть рабы; верующие же в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всыновление приемлют и суть сыны Богу. Вследствие сего Бог посылает в сердце их, яко сынов, Духа Сына, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 1–7)! Опять высшее в вере Христовой есть приятие Духа Святаго.

Выяснив таким образом, что высшее в христианстве есть приятие Духа Святаго, апостол отсюда уже берет и нравственные уроки: Духом ходите и похотей плотских не совершайте (Гал. 5, 16). Исчислив за тем дела плотские и плоды духовные (Гал. 5, 19–23), заключает: Аще живем Духом, Духом и да ходим (Гал. 5,25).