«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Прибывши в Коринф, св. Павел пишет послание к Римлянам. Здесь вот что находим!

Иудеи хвалились обрезанием. Апостол пишет: «Обрезание должно быть знамением обрезания сердца от всего нечистого и страстного». Такое обрезание бывает только в нас, верующих во Христа. Как? Благодатью Св. Духа. И такое только обрезание сердца Духом делает настоящим обрезанным (Рим. 2, 29). Это говорил он в побуждение иудею оставить иудейство и обратиться к вере во Христа Господа, чтоб стать истинно обрезанным.

Внешнее христиан не было светло. «Но, – говорит апостол, – мы не только не унываем, но даже хвалимся. Хвалимся же упованием славы Божией, и притом так, как кто хвалится ценной вещью обладаемой». Отчего же в нас эта твердость упования, или эта уверенность, что оно не посрамит? Оттого, что любы Божия излияся в сердца наши Духом Святым данным нам (Рим. 5, 5). Дух Святый, данный нам, дает сердцу ощутить любовь Божию, – и сие ощущение не допускает ни малейшего колебания в уповании, или сомнения, чтобы Любящий, и притом Бог, не исполнил обещанного любимому.

Объясняет св. Павел тайну живущего в нас греха и говорит, что пока человек по вере в Господа Иисуса Христа не получит обновления благодатью Св. Духа, до тех пор над ним тиранически властвует грех; но когда, приступив к Господу, получит он благодать обновления Св. Духом, с тех пор грех уже не тиранствует над ним. Он может приступать к нему, соблазнять, влечь, но не определять к делу. Грех, – говорит, – вами не обладает. Почему? Потому что вы под благодатию (Рим. 6, 14). Пока мы бываем во плоти, т.е. в грехе, дотоле страсти греховные действуют во удех наших. Но когда благодатью Св. Духа освобождаемся от этого держащего нас в своей власти греха, тогда начинаем работать Богу во обновлении Духа (Рим. 7, 5–6). Закон Духа жизни о Христе Иисусе освобождает нас от закона греховного. Благодать Св. Духа, пришедши, отъемлет немощь, коей мы немоществуем пред законом, и восстановляет нашу нравственную силу. Таким образом, пока кто во плоти, т.е. в грехе, и без Духа, дотоле он Богу угодить не имеет силы. Вы, же, – воодушевляет апостол римлян, – несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова (по вере во Христа и Христом Господом подаемого) не имать, сей несть Его (тот и не Его). Только те, кои Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. 8, 2–14). Присущ нам бывая, Дух сей подкрепляет нас в немощах наших (Рим. 8, 26).

Из сего явно, что жизнь о Христе Иисусе в совершенстве проявляется только благодатью Св. Духа. Почему апостол и определяет, что Царствие Божие есть правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), – и молится: Бог же упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго (Рим. 15, 13).

Вскоре по написании послания к римлянам апостола встретили узы, – из которых он писал несколько посланий. Первое было к ефесеям.

Послание к ефесеям есть воодушевленнейшая хвалебная песнь домостроительству спасения в господе Иисусе Христе. Но высшим плодом и последней целью сего домостроительства выставляется дарование нам благодати Св. Духа.

Возносится апостол мыслию в предвечные высоты и видит там, как мы преднаречены Богом во усыновление чрез Иисуса Христа. Чего ради? В похвалу славы благодати Его, еюже облагодати нас о возлюбленнем (Еф. 1, 5–6). Припомним, что и в Евангелии от Иоанна уверовавшим в Господа Иисуса Христа дается область чадами Божиими быти, поколику они от Бога рождаются (Ин. 1, 12). Сие рождение от Бога, как там же несколько ниже объясняется, есть новое рождение водой и Духом (Еф. 8, 5).

Нисходит оттуда долу, в течение происходивших пред очами его событий, и видит исполнение того преднаречения к усыновлению в даровании Духа Святаго; ибо говорит: Слышавше слово благовествования и веровавше, знаменастеся Духом обетования Святым (Еф. 1, 13–14), – который и делает из верующих сынов Богу, претворяя их из ветхих в новых. Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2, 10).

Поминает о призвании в царство Божие вместе с иудеями и язычников, – и объясняет мирное единение сих, непримиримыми бывших, сказывая, что сами по себе ни те ни другие не гожи для Царства Христова, – делаются же они гожими к нему, бывая обновляемы благодатью Св. Духа. Таким образом в силу приятия сего единого Духа, мы оба равное имеем приведение ко Отцу (Еф. 2, 18).

Из сего объединения всех верующих единым Духом составляется и растет Церковь Божия о Господе; при чем как вся Церковь, так и каждая частная Церковь, и каждый верующий созидаются в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22). Призвание язычников на ряду с иудеями было сокровенной тайной, которая только ныне, – говорит, – открылась апостолам Духом Святым (Еф. 3, 4–5).

Заключает св. Павел свое созерцание величия воплощенного домостроительства коленопреклонной молитвой ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст Он ефесеянам (а за ними и всем верующим) наисильнейше утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца их (Еф. 3, 14–17). Вера в Господа приводит к получению благодати Св. Духа; благодать сия созидает верующего в жилище Божие, очистив его от всего страстного и греховного и украсив всякой добротой; в жилище сие наконец вселяется Господь со Отцем, предшествующу Им Духу Святому.

Соответственно сказанному объединению всех единым Духом, апостолом даются и нравственные уроки. «Тщитесь, – говорит, – блюсти единение духа: ибо вы едино тело и един дух. Каждому из вас дана благодать по вере дарования Христова, – чтоб ею восходили вы в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13); чего и достигнете, если благодатью Божией вспомоществуемые будете обновляться духом ума вашего, облекаясь постепенно в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4, 23–24). Из сего можете видеть, что все греховное и страстное, даже гнилое слово, исходящее из уст ваших, есть оскорбление Духа Святаго, живущего в вас. Не оскорбляйте же Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4, 30), в тот день, когда окрестившись, приняли и возложение рук апостольских (или миропомазание); но ревнуйте паче исполнятися Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, восппевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18–19).

Довольно бы и сих указаний о благодати Св. Духа, яко необходимейшей содетельной спасения нашего силе. Утомилось уже наше с тобой внимание. Не могу однако ж удержаться, чтоб не привести еще одного места из послания к св. Титу, где апостол и всю цель пришествия Христова поставляет в обновлении нас Духом Святым, чтобы чрез то сделались мы достойными наследия жизни вечной. Егда же, – пишет он, – явися благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит. 3, 4–7).