«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Желающему полно разуметь все, относящееся к нашему спасению, надлежит различать два момента: домостроительство спасения, или устроение всего потребного для спасения, и содевание спасения каждого лица. Первое совершил Господь Иисус Христос по благоволению Отца, но не без Духа Святаго, а второе совершает, по благоволению же Отца, Дух Святый, но не без Христа Господа, Сына Божия. Для спасения нашего потребны две вещи: снять с нас клятву за грехопадение и обновить естество наше, чтоб оно было безгрешно. То и другое Господь Иисус Христос совершил в Себе: снял клятву, быв по нас клятва в крестной смерти Своей, и в Своем лице явил естество наше безгрешным, чистым и совершенным. Таким образом все существенно потребное для нашего спасения совмещается в лице Господа Иисуса Христа, – в каком смысле говорится, что в лице Господа спасено человечество. Но для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещенные в лице Господа потребности спасения перешли в каждого и им были усвоены. Сие последнее совершает Дух Святый. Словом благовестия возбуждает веру в силу крестной смерти Господа, и в купели крещения омывает верующего и от первородного греха и от всех произвольных, обновляя в то же время его духовную жизнь и делая ее сильной противостоять греху и преуспевать в добре. Обе потребности спасения удовлетворяются зараз. Исходящий из купели крещения бывает и оправдан, и праведен, – всякая вина греха с него снимается, и он желает лишь одного Богу угодного добра и силен на делание его. Это и есть облечение во Христа, в коем потребное для спасения от Христа Господа переходит на верующего и крещаемого и ему усвояется не номинально, а существенно. Пока он верует только во Христа, сии потребности его суть, но только номинально, как определенные ему и готовые для него; в купели же крещения они существенно становятся его собственностью: здесь он уподобляется прививку, привитому к дереву, и живительные соки его в себя приемлющему. Древо – Господь. Соки сего древа суть клятвоснимательная и оправдательная сила крестной смерти и обновленная, в совершенстве явленная, жизнь человеческая. То и другое приемлет в себя, в себя всасывает прививок – новый верующий – в крещении. Совершает же сие не одна вода, но Дух Святый чрез воду, подготовив предварительно крещаемого к приятию того и другого покаянием и верою. Сего-то ради Господь Иисус Христос, претерпев крестную смерть и воскресши, вознесся на небо и послал от Отца к нам на землю Духа Святаго, чтоб Он всех наделял теми благами и потребностями спасения, которые совмещены для нас в лице Господа. По сей-то причине Он и говорил: «Лучше для вас, что Я пойду ко Отцу; ибо если не пойду, утешитель не приидет к вам». Тогда не видно еще было, что же такое, что не приидет Утешитель Дух Святый, а теперь для нас очевидно, что если б Он не пришел, то никто не мог бы быть спасен, никто не мог бы получить и усвоить себе то, что для спасения нашего удомостроено или сэкономлено в лице Христа Спасителя. Вот и слава Богу, что Господь вознесся, ибо вознесшись послал Духа Святаго, который, нисшедши на апостолов, чрез них потом разлился на всех верующих и пребывает в Церкви, всех просвещая, очищая и освящая.

Итак, видишь, как дело спасения совершается. Ваш же новшак этого не знает, а взялся учить и вести вас ко спасению. Горе сему учителю, горе и тем, коих успеет он обольстить. Он все твердит о приятии в себя Христа, о вселении Христа, – и блага от сего бывающие расписывает яркими красками; но как способ к сему показывает он неверный, то и выходит, что он только манит, а ничего не дает. «Христос, – говорит, – вселяется верою». Из сказанного пред сим видишь, что не верой вселяется Христос, а благодатью Св. Духа. И самую веру возбуждает и совершает Дух Святый; но если б Он оставлял нас с этой одной верой, то и при ней ничего бы из нас не вышло. Возбудив и утвердив веру, Дух Святый приводит к купели крещения и здесь вселяет в нас Христа.

Не дивись сему, думая: «Христос Господь и сам есть Бог; чего же ради тут еще и благодать Св. Духа?» Но ведь мы с тобой не сочиняем учения христианского, как делает ваш новшак, а приемлем и содержим его, как оно есть в Писании и как предано нам изначала. Как Господу угодно было устроить, так оно и написано; и как написано, так оно и бывает. Как устроил Господь и как написано, так мы все и приемлем, не умствуя. Посмотри, как воплотился Сын Божий от Пресвятой Девы? Нашел Дух Святый и воплотил Его. Не Бог ли Сын Божий? Не Им ли вся быша? Не носит ли Он все глаголом силы своея? А между тем когда надлежало Ему воплотиться, плоть из пречистых кровей Пресвятой Богородицы соткал для Него Дух Святый. Разве не мог Он сделать этого сам? Мог; но так благоволил Бог триипостасный, следовательно, и сам Сын воплотившийся, чтобы тело для Него было совершено Духом Святым. Тайну сию Архангел принес с неба, говоря Пресвятой Деве, недоумевавшей, како будет сие: Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя. Так вот, как первоначально Господь вселился в Пресвятую Деву, и Она восприняла Его силой Духа Святаго, так и во всякого верующего вселяется Господь и всяким приемлется той же силой Духа Святаго. Так содержи, – и не умствуй.

В приведенной выше молитве апостола из послания к ефесеям хотя говорится: «Да даст Бог – вселитися Христу верою в сердца ваша, но пред этим сказано: Утвердитися Духом Его во внутреннем человеке. Это утверждение Духом Святым во внутреннем человеке стоит как средство, или как отверстие двери для приятия Христа. И, следовательно, вселение Христа и здесь условливается действом Духа Святаго. Да и нечего об этом много думать, когда знаем из уст того же апостола, что во Христа Иисуса облекаются, – то же что приемлют его в себя, – только те, кои крестятся. Крещение же совершается Духом Святым, водой рождающим верующих к новой жизни по образу создавшего их Господа.

После всего сказанного, я думаю, ты готов спросить: «Как же это так? Стало быть, в устроении нашего спасения Дух Святый действеннее, и будто больше, чем сам Спаситель?!» Да на что это тебе определять, кто больше и кто меньше твое спасение содевает? Не равночестны ли, не сопрестольны ли, не единосущны ли Сын Божий и Дух Святый? Так и веруй, что твое спасение содевается в равной силе Господом Иисусом Христом и Св. Духом, или в Господе Иисусе Христе благодатью Св. Духа, – не забывая при сем содержать в мысли: по благоволению Отца, – чтоб выходило, что оно содевается нераздельным действием единосущной Троицы – Бога единого. Всяко однако ж не погрешишь, если будешь помышлять, что в устроении всего потребного ко спасению преимущественно действовал Господь Иисус Христос, нераздельно однако ж от Духа Святого, а в содевании спасения каждого преимущественно действует Дух Святый, тоже нераздельно, однако ж, от Господа Спасителя. Если так, то возжелавшим спасения и взыскавшим его сколько потребно прилепляться к Господу Спасителю верой, любовью и упованием, столько же, и с такой же верой, любовью и упованием, подобает возыметь заботу и ревность о стяжании и хранении благодати Св. Духа с полной готовностью покорствовать ее внушению и руководству.

Следовало бы теперь указать, как стяжевается, возгревается и хранится благодать Св. Духа, если она столь необходима в содевании нашего спасения. Но об этом отчасти я уже говорил в первом письме, будет случай и еще обратиться к сему предмету. Теперь же пора уже нам и кончить свою беседу. Перескажу, впрочем, все о сем хоть скороговором, чтоб сей вопрос не томил твоей головы.

Получается благодать Св. Духа по вере в Господа Спасителя, но не иначе, как чрез св. таинства, и притом в единой истинной Церкви Божией. Помимо таинств благодать не получается и вне Церкви не подается.

По получении хранится и возгревается благодать сия преимущественно пребыванием в молитвах церковных и домашних, как учит апостол: Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 19). При сем надлежит тщательно блюсти совесть свою чистой и не запорошенной даже малейшей порошинкой, – пребывать в трудах доброделания и подвигах самоумерщвления без саможаления, углубляться в созерцание таин откровенного боговедения и путей промышления Божия, явленных в судьбах Церкви Божией и житиях избранников Божиих, и пребывать в братском и сыновнем общении с искренними ревнителями спасения, нечуждыми проявлений живущей в них благодати Божией. Внимательно и бодренно проводящий жизнь в таких порядках постоянно будет поддерживать в себе горение духа – свидетельство присутствия и действия благодати Божией. Постоянство в таком делании сделает, что сие горение все будет восходить горе, пока превратится в серафимский пламень. Больше об этом тебе теперь ничего не скажу.

Кончить бы, но пришло мне на мысль сообщить тебе мою догадку, почему ваш новшак, когда слово Божие так много говорит о благодати Св. Духа, и когда она по существу дела так необходима в содевании спасения, ничего не говорит о сей благодати. Ведь не один какой-либо текстик, который легко просмотреть, говорит о сем, – а видел сколько?! И однако ж он, хвалящийся, что только Евангелию следует, и вызывающий всякого на бой по Евангелию, не заметил будто их, – и помалчивает. От чего бы это так? И что бы это значило?

Вот что можно о нем положить: он или не ведает благодати, или намеренно умалчивает о ней, или отвергает ее. – Если не ведает, то зачем взялся учить, пребывая столь невежественным в ведении Писания, что не знает того, о чем почти на каждой странице говорится? Если, ведая, намеренно умалчивает, то обличает лукавство, по коему скрывает ведомую истину, неблагоприятную для его системы учения, или того призрачного идеала христианства, которым он сам прельщен и прельщает других, справедливо опасаясь, что при свете сей истины призрак тот развеется, как дым от ветра. Если отвергает существенную надобность для спасения благодати Святаго Духа, то он еретик, богопротивник, помутитель веры верующих и их соблазнитель.

Какое ни возьми из этих предположений, всякое крайне укорно и обличительно для вашего новшака. Но нам с тобой что его щадить? Апостол велел таковых обличать нещадно (Тит. 1, 13). Я, впрочем, останавливаюсь более на том, что он лукавит. Не знать о сем при таком множестве указаний Писания, как не знать, когда он имеет глаза и читать умеет? Должно быть, знает, но лукавит и помалчивает, делая вид, что об этом, будто к делу не относящемся, нечего и говорить. Боится он за свой призрак прелестный.

Ибо стань он говорить о благодати, надо будет говорить о таинствах, без коих, по слову Божию, благодать не сообщается; стань говорить о таинствах, не минуешь говорить о Церкви, хранительнице таинств; стань говорить о Церкви, как умолчать и о всем содержимом Церковью и о всех порядках ее. И все сие еще нужно будет признать нужным в содевании спасения. А это признание в прах разобьет его призрак. Почему все это для него нож острый; ничего из этого терпеть он не может. Так научил его англичанин-еретик.

Но довольно; кончаю. Я остановился только на первом впечатлении по прочтении присланных тобой пунктов. Что еще следует по ним сказать, отлагаю до следующего письма. – Ты же потрудись побольше подумать о существенной надобности благодати Св. Духа и, убедившись в сем сам, других доводи до такого же убеждения. Тогда вы одним словом сильны будете заграждать уста вашему новшаку.