Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Еще один пример относится к играм в карты. Не думаю, что игра в карты это всегда плохо. Даже играя в "подкидного", вы можете вместе пройти через переживания разочарований и побед, о чем шла речь выше. Но есть и более "умные" карточные игры, с большим развивающим потенциалом.

Это тоже из опыта одной семьи. Отец, мать и сын тринадцати лет находят время поиграть в "Кинга". Игра предполагает внимательность, счет и расчет. В ней много конов, и в конце каждого кона играющие получают баллы. Баллы записываются, игра продолжается довольно долго.

В конце всей игры возникает идея построить график по результатам каждого игрока. Графики обнаруживают интересную картину: резкие взлеты и падения у мамы (рискующий игрок) с окончательным результатом на последнем месте! У папы более ровный график (более осторожная тактика), однако, с некоторыми досадными провалами; объяснение "автора" "терял бдительность"; общий результат второе место. У сына осторожная и внимательная игра: незначительные проигрыши компенсировались большими выигрышами первое место.

В заключение все трое весело обсуждают, как здорово с помощью графиков можно увидеть тактику каждого и даже проявления их характеров! Очевидно, что для сына тема графиков в школе окажется знакомой и понятной.

Замечательную историю из своего детства рассказал известный математик Владимир Игоревич Арнольд.

После стольких поколений предков стал математиком и я, хотя наша учительница Анна Федоровна объяснила моей матери, что я второй класс не осилю, так как до сих пор не выучил таблицу умножения (и, следовательно, не имею нужных для арифметики математических талантов).

"Когда я его спрашиваю, сколько будет четырежды семь, то вижу, что он наизусть этого не знает, а быстро-быстро складывает в уме", объясняла учительница.

В тот же вечер бабушка Вера Степановна навсегда обучила меня всей таблице умножения. Она сделала для этого колоду карточек, на каждой из которых на одной стороне написала вопрос (скажем, "семью восемь"), а на другой ответ ("пятьдесят шесть"). Играть этой колодой нужно было как в "пьяницу": отвечаешь, переворачиваешь карточку, и если ответ верен, то откладываешь ее, как "выигранную", а если нет кладешь ее в низ колоды и читаешь следующую карточку.

Колода невыигранных карточек быстро уменьшается, и через какой-нибудь час одинокой игры остается всего три-четыре карточки, для которых ответы теперь запоминаются автоматически, сами собой. Игры обучают лучше, чем наказания.

Дети любят решать задачи на сообразительность, особенно когда их задают с учетом возраста и возможностей ребенка. Много задач и загадок разной трудности можно найти в замечательной книге Е. Г. Козловой "Сказки и подсказки".

Но есть совсем простые "каверзные" задачки, которые вполне доступны пониманию дошкольника, и в то же время не сразу решаются взрослыми. В таких случаях ребенок, когда он уже знает ответ, с удовольствием наблюдает ошибки и "муки" родителя: наконец, роли переменились и "отливаются его слезы"! Это забавляет и подогревает желание найти другие подобные задачки. Для начала приведу две из них.

Первая звучит так:

"Сколько весит кирпич, если он весит один килограмм, и еще пол-кирпича?" (Только не отвечайте сразу: "полтора", это обычный, но неверный ответ!)

Вторая задача это, скорее, интеллектуальный "фокус", которому вы можете научить ребенка, чтобы он показывал его другим: папе, бабушке или однокласснику.