Продолжаем общаться с ребенком. Так?
В этой истории девочке было трудно, но она никого не обвинила (хотя и можно было упрекнуть мать), а просто выразила свое состояние вслух, да еще с оттенком "философского размышления" о будущем. А если вдуматься, то у нее получилось и активно послушать мать. По существу, "так плохо" относилось к состоянию их обеих (а также всех остальных членов семьи). Замечателен результат ее слов мать вдруг ясно поняла чувства домочадцев и настолько прониклась ими, что сделала выводы на всю жизнь.
Важное предостережение
Часто жалуются на то, что Я-сообщение "не действует". Например:
Я все время посылаю мужу Я-сообщения, говорю: "Мне не хватает твоего внимания!", а он все равно просиживает все вечера за компьютером!
В ответ приходится напоминать, что Я-сообщение вовсе не для того, чтобы изменить поведение другого! Это надо твердо усвоить.
И тем не менее, такой соблазн возникает нередко. Здесь очень стоит помнить об искренности вашего намерения: действительно ли вы хотите признаться в своем чувстве или же надеетесь, что ваши слова изменят практическую ситуацию. В качестве иллюстрации приведу письмо мамы двух девочек-дошкольниц.
Использовать Я-сообщение я начала два года назад. Но недавно обнаружила огромную ошибку я говорю не искренне! Особенно в обращении к детям. В привычку вошло скорее пугать детей своим раздражением, чем честно признаться в чувствах. Оказывается, для меня гораздо проще сказать расшалившимся детям: "Мне очень неприятно видеть комнату грязной и сейчас я начну злиться!" или: "Я расстроюсь, если вы не уляжетесь вовремя".
Муж однажды, услышав, как я разговариваю с детьми, спросил меня, что значит мое "расстроюсь", которое я так часто использую? Расстроюсь, что не слушаются; расстроюсь, что не едят; расстроюсь, что не ложатся спать. И я задумалась, а ведь правда! Дети тоже вряд ли понимают, что я имею в виду, когда так говорю. Наверно, они чувствуют, что я хочу их разжалобить.
Так что это моя самая главная ошибка неискренность и стремление скорее манипулировать, чем обозначать свои истинные чувства.
Итак, повторим еще раз, что Я-сообщение предназначено главным образом для того, чтобы ребенок или взрослый собеседник услышал и понял вас. Если не давать знать, что́ вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову! Наверное, многим доводилось быть свидетелем, а то и участником таких печально-комичных сцен.
Мать семейства перегружена домашними делами, устает, обижается, не получая помощи. Наконец, она бросает домочадцам упрек: "Я вот все кручусь, с ног падаю, а вам хоть бы что!". На что получает в ответ: "А мы думали, тебе это нравится, не хочешь не делай!".
Что помешало матери получить действительное сочувствие от домашних? Дело в том, что, во-первых, она долго не давала о себе знать. Желание увидеть помощь и поддержку и, может быть, услышать слова благодарности посещало ее давно, но она молчала, пока копилась обида. Во-вторых, теперь эта обида вылилась в горький упрек с примесью Ты-сообщения. Но упрек обычно не доходит до сознания тех, кому он адресован; домочадцам бывает удобнее его проигнорировать, оправдаться или даже упрекнуть в ответ.
Здесь очень тонкая грань: искренне высказанное переживание скорее вызывает сочувствие, а переживание с оттенком давления протест. Можно сказать, что Я-сообщение вносит вклад в решение проблемы не прямо, а тем, что создает атмосферу доверия, при которой легче договориться.