Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Мальчик вполне здоровый, краснощекий, мягкого характера, сообразительный. Но глаза скучные, голос безразличный, особенно когда речь заходит о школьных уроках или музыке, которой мама упорно заставляет его заниматься, ссылаясь на слова учительницы, что он очень способный. Сам мальчик постоянно и охотно утверждает, что он ленивый. Мама, безусловно, того же мнения.

На вопрос: "Что тебе нравится?", отвечает: "Играть с кошкой", добавляя, что может играть с ней часами! При этом глаза радостно вспыхивают. Задаю "дурацкий" вопрос: "А когда ты с ней играешь, ты тоже ленишься?" в ответ удивленно: "Ну что Вы, конечно нет!".

В дальнейшей беседе выясняется, что у мамы главной заботой с некоторых пор стало соблюдение строгого порядка в своей жизни, в семье и в делах сына. Она признается, что раньше была легкой и живой, многим интересовалась, умела со вкусом отдыхать. Но сейчас "под грузом ответственности" за дом, за семью и за воспитание сына стала более жесткой, требовательной, живет как-то механически и однообразно.

По ходу беседы она приходит к выводу, что, скорее всего, такой же "груз ответственности" она возложила и на сына, требуя от него жить так, как живет сама: ответственно, но механически. Но жить так ей совсем не нравится, тем более она не хочет "засушивать" живые силы своего ребенка!

На таких примерах мы видим, что покладистый ребенок может формально подчиняться родителям, неплохо учиться, "перекатываясь из кулька в рогожку", но он может уйти "во внутреннюю эмиграцию", впасть "в спячку", в так называемую лень. Он становится "удобным" ребенком, но его безынициативность, вялость и равнодушие справедливо вызывают основательную тревогу родителей.

Понимание и гибкость

Есть ли между описанными крайностями "золотая середина"? Как сочетать стремление дать правильное воспитание ребенку, сохраняя четкие родительские позиции и одновременно заботясь о его "живых силах", потребностях и чувствах?

Для ответа обратимся, прежде всего, к техникам эффективного общения, с которых мы начали эту главу. Опыт освоения каждой из них делает возможным гибко использовать их в различных комбинациях. Здесь речь идет уже не об отдельной правильной фразе, а о разговоре или беседе, в которых вы обнаруживаете способность выслушать ребенка, открыто сказать о себе и при этом сохранить доброжелательный позитивный тон.

Посмотрим, как все это может помочь успешно разрешать назревающие конфликты. Первый пример рассказ матери о беседе с ее пятилетним сыном:

Прихожу домой, усталая и голодная. Сын обрадованно:

"Ой, мама, я тебя так ждал! Пойдем скорее играть!".

"Подожди, отвечаю я, сначала я поем".

А он: "Нет, нет, пойдем играть!".