Поучения Преподобных Оптинских Старцев

...Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях - и следа не было смирения, но все одно оправдание (преп. Макарий).

...Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, - слава Богу! но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющим нам смирение (преп. Макарий).

Для тебя товарищество нужно, но и тут в течение времени могут встречаться искушения, потому что оно и нужно, чтобы чрез сообращение ближних познать свою немощь и смириться, а смирение для нас очень нужно, ибо оно помогает и тем, кои борются с домашним врагом, и когда побеждаются от него, то явно, что предварила гордость, впрочем, брань сия, так как естественная, то и необходима... (преп. Макарий).

Юная подвижница! Не унывай, когда бывают тебе какие потрясения: это необходимо в обучении духовной жизни; старайся находить в себе вину и не обвиняй никого из ближних твоих (преп. Макарий).

Слава Богу, что искушение между вами упразднилось и прошло, а вы должны иметь себе на замечании, как в вас сила страстей, действием или подущением врага, противится воле Божией и стирает вашу душевную выю шею>, отгоняет мир, и кому делает подобными? Бог насадил в нас любовь, а от нее многовожделенный мир, а враг, напротив, вселяет вражду и смущение за самые пустяки: "не так сказала слово! не так взглянула!" - и самый тон и звук слов на весу и на мере. Это я обеим вам пишу и прежде много писал, и где любовь и смирение и самоукорение, там бы не было сего (преп. Макарий).

Вы желали бы знать, чего ради попущено быть столь тяжкому искушению, но я вам уже писал, что судьбы Божии и Ангелам Его неведомы, кольми паче нам, человекам грешным, т. е. за грехи ли соделанные искушение оное случилось, или в предохранение от грехов будущих, или яко злато, тако искуси вас Бог, да соделает вас достойных Себе. Вы знаете, кажется, историю праведного и многострадального Иова, который в кратком часе времени сколько претерпел ужасных пыток не за грехи и за все оное благословлял Бога, и, успокаивая себя, говорил: "аще благая от руки Господней прияхом, то злых не претерпим ли?" (Ср.: Иов. 2, 10). А как праведник сей, в чем сам много искушен был, то получил от Господа Бога велию благодать и искушаемым помогать, то посему и советую вам обратиться к нему с усердным молением и смиренно просить его молитвенного ходатайства пред Богом о избавлении вас от искушений и бед, и уповаю, что ради его святых и всесильных молитв обрадует вас Господь милостью Своею (преп. Антоний).

Недоумеваешь, отчего произошло с тобой такое страшное искушение? Писание говорит: "аще принял ecи заповедь, жди от нея искушения" (Ср.: Сир. 2, 1), и святые отцы пишут, что добрым делам предыдет или последует искушение, даже и в молитве это бывает: "аще помолишься якоже подобает - жди от нея якоже не подобает". А эта хула случилась с тобой оттого, что ты больно приняла к сердцу: он не только что на старца хулит, но и на Святую Троицу и на все таинства хулит, тем только и освобождаются от этих его козней, что не внимают им. А главное, что было причиною твоего искушения - это зависть бесовская, чтобы отбить от старческого пути, который тяжельше ему всех добродетелей. - Не смущайся этим искушением, оно все пройдет. Бог да простит и разрешит тебя во всех мысленных твоих искушениях... (преп. Иларион).

...И просим вас не унывать и не> удивляться, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих немощей>, и дабы мы не мудрствовали и> не думали нечто о себе, но смиряли бы и отдавали> себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы Матушке... попущению однако благодушествуйте, и Господь не оставит вас... (преп. Лев).

Вы пишете о приходящем вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, истинно так, искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из оных мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оное отъемлется, упадаем духом. Но да поможет вам Господь смиренным духом и благодарным сердцем принимать от Господа все> посещения, а Он силен и паки восставить ваше положение и привести в порядок торговые ваши дела (преп. Лев).

Практика, т. е. слово Божие, говорит: "Даждь кровь и прийми Духа", а наша ученость хитрит - нельзя ли уловить Духа так, чтобы не портить крови. И не уловит. А вечная-то мудрость ищет, толкает, зовет не к мечтательной жизни, а к истине. Вот и посылает удар! Даждь премудрому вину, и премудрший будет. А муж неискушен - неискусен. Потому-то и учит Апостол: "Искушение соделывает терпение: терпение же - искусство" (Ср.: Иак. 1, 3-4). Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя! Даждь кровь, говорит практика!., (преп. Анатолий).

Когда вы находитесь в хорошем, благодушном настроении - ждите бури... Так почти всегда бывает... Действительно, всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение... (преп. Варсонофий).

...Эти годы - это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: "Я, мол (т. е. Н.), уж очень умна и знаю дело". Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь - все твои искушения всею цепью отлетят от тебя (преп. Анатолий).

Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается (преп. Амвросий).

...Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что Бог призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби (преп. Лев).