Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Что тебе тяжело стало жить, не печалуйся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море страстей без волнений и страха ежечасно угрожающей погибели. Но это все временное: стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютного, тихого, вечно зеленеющего островка. Только потерпеть надо! (преп. Анатолий).

Искушения

Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: кто есть, иже поживет и не узрит смерти (Пс. 88, 49), т. е. искушения? Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение - искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других... (преп. Анатолий).

...Скажите, пожалуйте, что сии попущения, отчасти описанные вами, на нас с тобою, неужели вы мните>, без Божия мановения: воистину нам должно благодарить Премилосердого Господа, вся премудро об нас бедных строящего и врачующего тщеславием и гордостью недугующие души наша! Во утверждение же и утешение помещаю здесь святого Исаака Сирина от 35-го Слова: "...Путь Божий Крест повседневный есть, никтоже бо на небо взыде со ослабою. Сея бо путь вемы Господь и оканчивается. Иже всем сердцем издавшего себя Богови никогдаже хощет Бог беспечальна быти. Сие же есть Господне: пещися о истине, но и есть сего разумеется, яко от Бога промышляем есть, егда послет ему присно печали", а еще от 36-го Слова в конце: "Весть Господь, яко несть мощею в покое телесном сущим, пребыть в любви Его: и сего ради возбрани их от покоя и сласти того" и по ряду 37-го Слова: "Всякого человека пользует искушение. Аще бо Павла (апостола) пользует искушение, всяки уста заградятся и повинен будет (весь) мир Богови. Подвижницы искушаются, да приемлют богатству своему: слабшие да от вредящих охраняют себя; спящие да на возбуждение уготовятся, и далече сущие да приблизятся> Богу: свои же да со дерзновением вселятися". Итак, прочитавши сии богодухновенного мужа выражения, увещевающие нас ко благодушию и мужественному терпению! А посему вы обязана не только не> малодушествовать, но и благодарить Всемилостивого Бога за все находящие скорби и неприятности, и с упованием просить от Господа терпения, и говорить слова святого пророка Исаии>: "В скорби помянухом Тя Господи и в мале наказание Твое нам" (Ис. 26, 16) (преп. Лев).

Писаньице твое получил, из коего видно, что продолжается у вас неустройство, но что делать - благодушествуй, делай со своей стороны снисхождение сколько возможно, дабы не закралось у вас всепагубное злопомнение, и всячески попекись побеждать по заповеди Господни - благим злое... Потерпите мало, и будет вам на пользу души вашей (преп. Лев).

Вы гадательствуете, что ваше душевное> расстройство последовало не от удаления ли причащения Святых и Животворящих Таинств Тела и Крови Христовых. И сие неоспоримо, это может быть, но причины также бывают от нашего нерадения и неуготовления к искушениям (преп. Лев).

...Заведенные нам искушения всячески преполезны, во-первых, потому, что приводят, хотя или нехотя, со смирением прибегать к покровительству и помощи Божией, прося о защищении, второе, обнадеживает, что мы хотя и от ничтожных ничтожнейшие и слабейшие всей твари, но имеем скорби сообразно по Бозе жительствовавшим и во искушениях предуспевшим и спасшимся, как за грехи наши попущены скорби ко очищению и смирению также, то, благонадежней и упованием подкрепляемы, в пагубное отчаяние не попущаемся... (преп. Лев).

...Где бы ты ни жила, нигде нельзя прожить без искушений, или чрез бесов, или чрез людей, или от собственных привычек, или от не укрощенного еще самолюбия. Не без причины сказано во Святом Евангелии: "нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное" (Ср.: Мф. 11, 12), и паки: "в терпении вашем стяжите души ваша" (Лк. 21, 19), и: "претерпевши до конца, той спасен будет" (Мф. 10, 22). А знаю, что в N. есть тебе что потерпеть... Будь благоразумна и старайся понести резкие и неуместные выходки, и получишь пользу душевную и духовную. В таких случаях поминай: "человек неискушен - неискусен" и паки: "яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я". Бесовские же искушения проявляются в разных смущениях и недоумениях, но все должно препобеждать верою и упованием и благой надеждою (преп. Амвросий).

Против других суждений имей и содержи в памяти Евангельское слово: "аще дело сие от человек, то разорится, аще ли же от Бога, разориться не может" (Ср.: Деян.5, 38 - 39). Сама видишь, что дело общины не разоряется, а, хотя с трудом и разными препятствиями, мало-помалу устрояется, подтверждая святоотеческое слово: "всякому доброму делу или предшествует, или последует скорбное искушение" (преп. Амвросий).

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе' ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы (преп. Амвросий).

Как христианин в частности не может избежать и пребыть без искушения и испытаний, так бывает и с монастырскими обителями, не только с новыми, но и с старыми. Человеку дана от Бога свобода, и разум, и закон откровения, и свобода эта испытывается, как человек ее употребит. Свобода и ангелов испытывалась... Ежели на небе бывших испытывалась свобода, то кольми паче испытывается свобода и произволение на земле живущих (преп. Амвросий).

...Пишешь о расстроенном положении N. Что делать? Она неправа тем, что слишком заботится о внешнем. Но когда человек находится в искушении, надо потерпеть ему, как и самой тебе внушает благой помысл (преп. Амвросий).

...Не помню, чтобы я кого-либо видел без недоумения и недоразумения, потому что всех враг искушает и не хочет никого оставить в покое. Преподобный Макарий Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: "не приидох воврещи мир на землю, но меч" (Мф. 10, 34) (преп. Амвросий).

...Из города Ливен приезжающие к нам часто повторяют слово, значение которого я не совсем ясно понимаю: "толкач муку покажет". Должно быть, когда толкут человека-христианина, то и покажется, какая в нем мука, первой руки или второй, или третьей. И святой Иаков, брат Божий, пишет, что человек неискушен неискусен. В паремиях преподобным читается: "якоже злато в горниле искуси их" (Прем. 3, 6). Искушения неприятны, а полезны; да и податься от них некуда, по сказанному: "в мире скорбны будете" (Ин. 16, 33). Значит, в целом мире безскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно (преп. Амвросий).