Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Если в доме будете совершать правило, то более означенного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного Великого поста две кафизмы Псалтиря в сутки. Но когда будете первую и последнюю неделю ходить в церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно ж поклонов скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные.., а именно: "Господи и Владыко живота моего..." и прочее, кроме - ничего (преп. Лев).

...По своему неограниченному благорасположению и вере изволите вопрошать мою худость, какими вам правилами руководствоваться, доколе> жизнь ваша продолжится в мирском пребывании. Но, о прелюбезнейший, ваш вопрос благопотребен и похвален, но с моей стороны ответ на сие дать я недостаточен... поелику я ваших всех пренужных занятий не знаю, да и худо понимаю. А притом, отчасти, из письма вашего видно, что вы по ревности своей и пылающему в сердцах ваших чрезмерному усердию жаждете от кого во утверждение своему намерению правил принять... побольше чего читать и побольше поклонов класть. Но я, хотя все худ и непотребен, но, живя в монастыре, уже сближаешься с народом, то отчасти испытал, но наиболее многих видел сначала текущих> и поползнувшихся, то есть... много поклонов клали и от (неумеренности) свои чувства смутили... И я непотребный, все сие соображая... напоминая преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника и прочих святых отец, кои> Духом Святым движимы, написали нам шествовать царским путем (то есть умеренную жизнь себе избирать, умеренными правилами довольствоваться), преп. Исаака Сирина от Слова 71-го: последует ослабие душе - помыслов исступление и... безмерному деланию - уныние, и унынию - исступление. Ревнует же исступление от исступления, зане первому исступлению последует брань блуда, второму - безмолвия оставление и от места на> место перехождение, умеренному же и претрудне пребывающему деланию цены нет (преп. Лев).

...Да будет вашей любве известно, что правило святыми отцами преположено монашествующим и прочим, в мире безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продолжать желающим, единственно для того, дабы праздным не быть, о чем явственно пишет преп. Исаак Сирин в 11-м Слове: "Не о псалмех в день онь осудит нас Бог, ниже о праздности от молитвы, но зане оставлением сих вход бывает бесовом..." ...Вы, о прелюбезнейшие, не удивляйтесь сему, что вам попустились леность и расслабление, но еще благодарите Господа, что не попустил вам самочинием себя управлять и высокомудрствовать, но единственно попустилось для того, дабы вы познали немощь свою и ничтожество и не мудрствовали бы, яже не подобает мудрствовати, но, по апостольскому завещанию, смиренными вести себя и прочее... Однако, когда свободное время позволит вам и заблагорассудишь оное правильцо выполнять, я сие почитаю за полезное и душе назидательное... за святое послушание проходи, а когда по каким-нибудь обстоятельствам упустишь, то тайною исповедью пополнишь, а равным образом должно вам разумевать и о воздержании, всевозможно да потщимся против лености и сна понуждаться, и бодрствовать, призывая помощь Божию и молитвы святых отец и духоносных старцев, и паки, когда чем побеждены будем, покаянием и раскаянием и самоукорением да навершаем>, и паки по апостольскому совету с терпением да течем на предлежащий нам подвиг... (преп. Лев).

Один оптинский инок говорит батюшке, что иногда опускает пятисотницу. Старец отвечает: "Когда будешь умирать, горько жалеть об этом будешь, только тогда уже поздно" (преп. Амвросий).

...Инок сказывает батюшке, что поклоны земные при пятисотнице> класть затрудняется. Старец отвечает на это: "Не можешь наклоняться в землю, клади поясные поклоны, если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Святой пророк Давид сказал: "Хвала Его во устех моих" (Пс. 33, 1). По немощи - по болезни это допускается" (преп. Амвросий).

Когда нельзя ходить в церковь, (должно) дома вычитывать: вместо утрени - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час, а вместо обедни 3-й и 6-й часы с изобразительными (преп. Амвросий).

Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. А то ведь тебя даром кормят. Антоний Великий видел Ангела, который показывал ему (как должно монаху жить): то помолиться, то поработать. А во время работы, - Господи помилуй, - читать (преп. Амвросий).

Пятисотницу (по немощи или недосугу) от вечерни можно раскладывать (на целые сутки) (преп. Амвросий).

Если с вечеру пятисотницу не справишь, то утром получше молись (преп. Амвросий).

Своих поклонов не накладывать, а если хочешь (больше молиться), то ночью вставать (преп. Амвросий).

К пятисотнице не прикладывать своих выдумок, а как следует (т. е. как положено) молиться (преп. Амвросий).

Когда справляешь правило (келейное), то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо. У Иоанна Лествичника написано: если хочешь что недолжное сделать, вспомни, что должно сказать о сем старцу, то и остановишься (преп. Амвросий).

Должно говорить (случившейся посетительнице): "Иду правило справлять", - а скажи: "Пойду по своим делам". А то скажи ей: "Давай Казанской Божией Матери акафист читать" (преп. Амвросий).

Правило четочное лучше исправляй по-обычному, потому что лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами (преп. Амвросий).