Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Пишешь, что от лености и от усталости не исполняешь иногда молитвенного правила и так засыпаешь и просыпаешь. Должно лень от усталости отличать. Если устала и так заснула от бессилия, то укоряй себя больше пред Богом и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень - тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою какою можем, а за самое понуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет (преп. Иосиф).

Спрашиваешь про келейное правило. Пятисотницу надо непременно справлять, и стесняться нечем, это общий долг монашествующих. Потом читай Апостол и Евангелие по главе, если время есть. Твори так молитву Иисусову, а главное, надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были. Для этого и правила все установлены (преп. Иосиф).

Во втором своем письме написала ты, что набрала много молитвенных правил, а исполнять их не успеваешь, отчасти потому, что тебе некогда - занята казначейскими делами, отчасти же и по слабости сил. Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием. А то в иной раз долго промолишься, а в другой - проспишь. При посильном же правиле не будешь смущаться (преп. Иосиф).

Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: "Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением" (Иер. 48, 10) (преп. Никон).

Не всякий может часто становиться на молитву в течение дня. Но понуждать себя на молитву, хотя мысленную, если при людях, всякому возможно. Возможно начинать и оканчивать всякое дело и занятие возношением ума к Богу. Неполезно холодное отношение к делу молитвы. "Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою". Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и осветила всю их жизнь, все их дела. Желаемое настроение молитвенное не сразу достигается, требуются целые годы на приобретение сего, но понуждать себя необходимо, необходимо считать себя постоянно должником пред Богом как во всех добродетелях, так и в молитве. Надо стяжать сердечное сознание необходимости молитвы и, чтобы не отгонять от себя молитвенного настроения, надо охранять себя от всякого неблагоговейного слова и поступка, от всего, что нарушает мир душевный, что не по совести, не по закону Божию (преп. Никон).

...Пишешь, что дорогой вместо правила ты всегда прочитываешь триста раз "Богородице Дево, радуйся". Скажи мне, где ты взяла обыкновение читать эту молитву, как ты ее читаешь, кто так учит и какой святой так делал. Не нужно самочиние, а нужно действовать так, как действовали святые отцы и как предписывает наша Мать Святая Церковь. Такое действование будет законное. Мы же всегда видим, что святые отцы упражнялись в молитве Иисусовой (преп. Иларион).

Вопрос: "Когда я просижу позже 9 часов, справлять пятисотницу?" Ответ: "Если по уважительной причине, например, срочное послушание, тогда ложитесь спать, а потом надо мне сказать на следующий день, а вам, если особенного дела нет, то, как 9 часов, оставляйте все и начинайте справлять. Вообще это время от 9 до 10 часов положено на пятисотницу, чтобы к утрени встать уже бодро" (преп. Варсонофий).

Если приходится пропустить что-либо из правила, то на следующий день не исполняйте пропущенное, только надо мне сказать, некоторые так рассуждают: "Сегодня пятисотницу не буду справлять, а завтра две справлю". Так не надо, ибо впадете в неоплатные долги, а пропустили, так пропустили, делать нечего. ...А в случае, если застанешь утренние молитвы, но не с самого начала, то ничего, хорошо, что кончик слышал (преп. Варсонофий).

Келейное правило> все читать на славянском языке, а порядок чтения такой: сначала две кафизмы со всеми молитвами и поклонами; затем две главы из Апостола (Апокалипсис на келейном правиле не читается), главу Евангелия и помянник. Это все... после трапезы до чая. Остается пятисотница на вечер от 9 - 10 часов после благословения перед сном (преп. Варсонофий).

Вопрос: "Вы не раз говорили, чтобы я держался за пятисотницу. Что это значит?" Ответ: "Держаться - значит аккуратно и исправно исполнять ее в положенные дни. Вот и батюшка Амвросий так говорил одному из своих учеников, схимонаху о. Мелхиседеку, который мне передавал об этом сам: "Держись за пятисотницу, как за спасительное вервие, не заблудишься". Почему так? Очевидно, потому, что в ней есть некая сила. Батюшка Амвросий не открыл нам, какая это сила, в чем она заключается, но можем думать, что в произношении имени Иисуса Христа. Другие думают, что сила в том, что пятисотница ведет свое начало от древних святых отцев Египта и Палестины... Когда читают всякие другие молитвы, все еще чего, когда же начинают справлять пятисотницу, сразу падают помыслы. Враг сразу ополчается. Вот из этого мы познаем, что пятисотница имеет некую силу, если она столь ненавистна врагу" (преп. Варсонофий).

Клевета

Скорбишь и о том, что на> тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить те грехи (преп. Макарий).

...Ты оклеветаема в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится, да скорби оные восполнят недостаток подвигов твоих монастырских... Когда смиришься, то и успокоишься, и молись за оскорбляющих тебя, и во всех скорбях твоих старайся находить себя виновною, если не чем другим, то тем, что не понесла, не терпела и не исполнила заповедь любви к ближнему (преп. Макарий).

Не смущайся, но полагайся на волю Божию, и ежели тебя поносят ложною клеветою, то паче радуйся и принимай это врачеванием твоих душевных страстей, и как сама сознаешь, что это есть воздаяние за слова или дела, коими оскорбляла твоих ближних, и за прочее преступление заповедей Божиих... Радуйся, что сподобляет тебя Господь благотворить столько причинившим тебе обиду, и не оскверняй исполнения сей заповеди злопомнением. Когда же видишь неотступность от тебя сего змия злопомнения>, повергай свою немощь пред Богом и проси Его помощи (преп. Макарий).