Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Да ведь если взглянуть на твои скорби разумно, то ведь это стыд! Христианка, живущая под старцем, утешаемая, любимая, слова не хочет понести. Ну как же иные кресты несут? Да какие кресты-то?! Ведь и ты крещеная, а от креста бегаешь. Да как же ты думаешь попасть в радость Господа твоего? Смирись. Смирись, девочка. Учись уму-разуму. Время. А то пройдет время, потужишь. Господь да научит тебя и да успокоит тебя (преп. Анатолий).

А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в Воскресении и вознесении на небо. Это верно (преп. Анатолий).

...И хоть бы сам царь... взял тебя в свой дворец, а крест, тебе назначенный, все-таки ты сама (а не кто другой) понесешь! Ты крестилась, так и неси крест!.. (преп. Анатолий).

Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны (преп. Амвросий).

Бывает крест мысленный, - смущают иногда человека греховные помыслы, но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. Говорил старец пример: "Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: "Где Ты был, о, сладкий мой Иисусе?" Господь ответил: "Был в твоем сердце". Она же сказала: "Как же это могло быть? ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов". И сказал ей Господь: "По тому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но, не имея возможности, болезновала о сем - и этим уготовила Мне место в сердце твоем" (прей. Амвросий).

Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. - Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних (преп. Амвросий).

Правильно разумеющие с радостью воспоминают равно как Воскресение Христово, так и крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный, как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что "крест есть хранитель всея вселенныя, крест - красота Церкви, крест - царей держава, крест Ангелов слава и демонов язва". Не крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отрекаться и от несения креста Христова, или, по крайней мере, христианского, какой кому Промыслом Божиим будет послан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере, не будем отказываться понести то, что Господь прежде Своей крестной смерти претерпел, потому что Воскресший Господь определенно изрек: "иже не пришлет креста своего и вслед Мене не грядет, несть Мене достоин" (Мф. 10, 38) (преп. Амвросий).

Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению преклоняетесь>; не ведая судеб Божиих, устраивающих вся> вам на пользу, должно предаваться в Его Святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал бы обеим вам такого креста - болезни и сострадание, не был ли угоден Богу Иов праведный, но некие нестерпимые болезни были ему посланы? Не всегда за грехи, но ко искусу посылаются; святой Иоанн Златоустый страждущих болезнями уподобляет мученикам, что более таковой чести. Советую вам, будьте терпеливее и благодарнее в немощи вашей, и Бог силен исцелить вас, когда усмотрит сие вам на пользу (преп. Лев).

...Священное Писание говорит: "даждь кровь и прийми Дух". А то ты, вижу, лакома до золотых крестов, которые висят на шее; возлюбленная моя, если любишь этот крест, то повиси прежде сама на кресте. Сам Иисус - Бог сначала пострадал, тогда и прославился. А ты разве лучше Его? (преп. Анатолий).

Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечившийся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т. е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов... Какое высокое назначение!.. (преп. Варсонофий).

Что случились с вами душевные томности, то это неудивительно, и о сем уже много было писано, да и сами вы понимаете, что в духовной жизни необходим и сей внутренний крест, а паче когда во внешнем во всем успокоены и ни от кого не терпите озлоблений, но и похвалу принимаете, хотя же и бывает горько оное время, но невольно навыкаете терпению, а после посылает Господь и утешение; благодарите Бога о сем (преп. Макарий).

Крестное знамение

...Советую вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии, и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемые врагу бывают страшны, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут или подумают о нас (преп. Антоний).

Утром и вечером весь скит приходит к игумену, и он всех благословляет. Великое значение имеет крестное знамение: никто не знает, что породит наступающая ночь, а потому так важно оградиться силою Честного и Животворящего Креста (преп. Варсонофий).