Поучения Преподобных Оптинских Старцев

....Молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими (преп. Амвросий).

С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы: она приобретается многим временем и трудами, как писание святых отец говорит: "Бог дает молитву молящемуся... " (преп. Иларион).

Молись пока, как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники призвать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся. Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени милостью Божиею избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: "многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное" (Деян.14, 22). Помни это и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: "оставите, и оставишся вам" (Ср.: Мф. 6, 14). Вот что значит умудряться во спасение (преп. Амвросий).

...Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге (преп. Варсонофий).

Ты ищешь чистой и горячей молитвы, что достигается многим временем и смирением (преп. Макарий).

Пусть никто из вас не говорит: "Теперь поживу как-нибудь, а вот когда будут соответствующие условия, тогда я и буду молиться". Но разве можно быть уверенным, что завтра ты будешь жив? Прочтите в 3-м томе Игнатия Брянчанинова. Надо не забывать о том, что только этот день дан тебе. Нельзя надеяться на завтрашний день. Помните всегда: "Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения!" (2 Кор. 6, 2) (преп. Никон).

Пишешь, что усердия и теплоты не ощущаешь в молитве. По Божиему смотрению бывает сие, к смирению нашему, иногда же и за осуждение ближних или за превозношение попускается сие. Надо смиряться более, и признавать себя недостойной дарований, и более прилежать молитве. Оставлять же молитву никак не должно. За терпение не оставит Господь. Если ответы и советы покойного батюшки подходят к тебе, то и придерживайся их, призывая себе в помощь молитвы его. Спать не раздеваясь - древнее отеческое правило, и многими отцами советуется. Попробовать можешь. Если пользу какую увидишь чрез это, то можно следовать сему правилу. А если по немощи трудно покажется, то можно и оставить, укорив себя (преп. Иосиф).

Когда в будни нельзя бывать в церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения себе от Промысла Божия (преп. Амвросий).

..Надо взять... молитву "Заступнице усердная" (Казанской Божией Матери) и читать ее ежедневно. Затем псалом 90-й "Живый в помощи Вышняго..." и читать также ежедневно, а "Богородице Дево, радуйся..." утром и вечером читать по 12 раз. Эта молитва имеет также великую силу. Собственно, ее надо читать на каждый час по одному разу, но батюшка о. Амвросий говорил, чтобы читать за дневные 12 часов - утром, а за вечерние - вечером (преп. Варсонофий).

"Богородице Дево" читать хоть с поясными поклонами, как одной, явившись во сне, сказала Сама Божия Матерь, прибавив, что это для ее же пользы (преп. Амвросий).

"Богородицу" читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница (преп. Амвросий).

За пятисотницу держитесь, как за столп. В ней великая сила. Почему? Это - тайна, это - закон монашеской духовной жизни (преп. Варсонофий).

...Ты жалуешься на рассеянную свою жизнь и на сухую безотрадную молитву. Ежели мы должны в терпении нашем стяжавать души наша, то и в этом случае надобно предаться терпению. Горячая и утешительная молитва есть дар Божий и награда, но оная не столько даруется нашему деланию, сколько смирению, а когда мы и в делании еще скудны, то больше должны смиряться, а награды не искать. Будем молиться мытаревою молитвою, который не искал отрады, а просил милости грешному. Молитву нашу мы не можем сами ценить, но молиться со смирением, когда и отрады нет, должны смиряться, молитву не оставлять и не искать отрады, получив оную, можем обольститься, а терпевши лишение, получим милость (преп. Макарий).

Когда не имеешь время много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение, помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше (преп. Макарий).