Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: "спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня грешную". Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место (преп. Амвросий).

Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня окаянную грешницу" (преп. Иосиф).

Мы молимся за обидящих, да и сердимся на него вместе, и оттого и нет успеха, стало быть, это дело не нашей меры, а наше дело объясняться, изыскивать расположение у ближнего, и это, кажется, ближе к смирению... (преп. Иларион).

Молитва за духовных чад

Вы в письме своем уведомляли меня, что пришлете мне целый воз с грехами, а посему и не отвечал вам доселе, и только чрез десять дней, вчера, притащил их ваш Нефед. Не знаю и сам, что мне теперь прежде делать? Благодарить ли вас за великое усердие ваше ко мне убогому? или горько плакать о бесчисленном множестве грехов ваших? Вы помните, что одного старца принуждали жать терние - великое поле - за то, что он принял от христолюбца одну только златицу, а я перебрал от вас оных несколько десятков, почему и трудиться, т. е. очищать греховную великую лядину вашу, должен весьма долго и много, полагая по нескольку сотен за день земных поклонов, а у меня и своих грехов бездна многа, а притом еще остави мя сила моя, и несть исцеления в плоти моей, а посему и не знаю, что сотворю? разве по пословице, разделим грех пополам, т. е. будем вкупе молиться и просить у Господа помилования и оставления грехов (преп. Антоний).

Молитва о ближних

Святой Марк Подвижник пишет: "Хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше - молитвою". А потому миром Господу помолимся: "Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего". Не увлекайся и ты печалями мира сего, помня слово Господа нашего к ученику, просившему погребсти отца своего... (преп. Анатолий).

Ответ касательно поминовения К. Если он нелицемерно раскаялся и принес пред Господом и пред духовником искреннее сознание и исповедание всех своих согрешений, то справедливо слово Г. А. П., что, без сомнения, можно его поминать, как бы его ни похоронили. Вся важность не в образе погребения, а в том>, с каким душевным настроением отошел он из сей жизни. Если он только для виду и из каких-либо человеческих предположений принес только наружное раскаяние, то какая ему будет польза от церковного поминовения. Но нам совершенно неизвестно, раскаялся ли он искренно или нет, и даже приобщался ли, пусть разузнают те, кто об этом заботится, а потом пусть поступают сообразно с тем, что узнают. А что он лишен погребения и что получил конец такою позорною смертью и подобное - все это, при искреннем раскаянии, может послужить ему к облегчению тяжкой вины преступления, другим же послужит это к вразумлению, чтобы так не забывались и так далеко не простирали своей дерзости. Господь Всеблагий волею и неволею да вразумит нас всех и имиже весть судьбами да помилует произволяющих (преп. Амвросий).

Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. Отец Антоний и тот говорит: "Обязываюсь молиться" (преп. Амвросий).

Сестер и братьев твоих, сбившихся с доброго пути, - жаль. Молись о своих братьях так: "Устрой, Господи, о братьях моих (имена) полезное и спасительное по воле Твоей Святой" (преп. Иосиф).

Молиться за старца - всегда молись, но только не так, как молилась, а говори: "Упокой, Господи, душу его и его святыми молитвами меня грешную помилуй". Можно и к нему обращаться, с простой верою (преп. Иосиф).

Молитва о немощных сестрах

...Вы писали о какой-то 30-летней послушнице, которой хотели сделать выговор, что вы знаете все ее козни. Можно погодить об этом говорить, а вместо сего молиться с усердием: "Спаси, Господи, и помилуй сестру (имя) и ее ради святых молитв помилуй и меня грешную" (преп. Иосиф).

Молитва во время опасности