Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Не ропщи на болезнь, а благодари Бога: "его же любит Господь, наказует" (Притч. 3,12) (преп. Анатолий).

За все слава Богу. Болезнь для тебя - неоцененное сокровище. Терпи (преп. Анатолий).

...Сострадаем тебе, как в скорбях, так и в болезни твоей. Ты сама на сии пункты сделала решение, что это наказание Божие за грехи твои и что болезнь не от чего другого, как от (сладострастных помыслов), и мы с сим согласуемся, и тако быти веруем. Но как милосердие Божие не ограничено, то покайся и смирись, и самое оное наказание вменится тебе в очищение (преп. Лев).

Дочь ваша А. пишет к вам, что она нездорова и о сем благодарит Господа Бога; се - достоинство истинной христианки, сей чудный пример и нас грешных научает, как при болезненном состоянии обходиться с собою, ибо не роптанием побеждается, но благодарением Господу Богу вопиет, таковии-то воистину услышат оный пресладчайший глас - "чадо, отпущаются тебе грехи твои, восстани и ходи", а что вы изволите писать о своей болезни, которую хотите пользовать лекарствами, то буди любве вашей известно, что сие предприятие ваше не может быть вредным спасению вашему (когда будете опасно себя хранить от иных зол)... (преп. Лев).

Болезнь ваша, хотя в самом малейшем виде теперь, но если станете печалиться о потере и разных неудовольствиях и в тонкости злопамятствовать на Бога, то немудрено, может усилиться и сделаться такою болью, какая у Н. Я. Она, видно, о вдовстве роптала на Божий Промысл, и более не нахожу средств для ней, как только должна раскаяться о ропоте своем пред Богом и отцом духовным, и если позволит ей, пусть и приобщится, и впредь на Господа уповать, и так благополучно поживать... (преп. Лев).

...Болезнь ваша, по нашему скудоумию... наиболее от горячности в сообращениях с ближними и наиболее с подчиненными людьми, к тому же не по мере сил своих занялись набожностью: молиться Богу и в чтение книг и прочее... которая набожность самомнительная умножает в нас яростную часть в сердце и творит нетерпеливыми и крамольными и доводит до таковых последствий, коими вы ныне начинаете страдать... (преп. Лев).

...

И когда Господь дарует, хотя и едино открыть оных, тогда воистину... оным увидим все распростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага-диавола и при помощи и благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием и паки прибегать, и молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать соперника нашего и дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные, и тогда воистину ощутишь внутрь сердца своего душевный мир, радость и любовь ко Богу и ко всем человекам, и тогда благонадежные наши минуты нам чувствоваться будут, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое утешением неизреченным... (преп. Лев).

Пишете вы, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра. Создатель Господь все создал, под Его властью все существует, Он мертвит и живит. Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берется из Священного Писания, как происшедшее от Бога. Священное же Писание на бесчисленных местах показывает нам, что Промысл Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство. Пророка Исайи в 49-й главе 15-й стих: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя". Из сих слов видите, как Господь печется о нас, то если полезно будет вашему нареченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигает от одра болезни, чего и желаю видеть (преп. Лев).

Сердечно сокрушаясь о вашей болезни, постигшей было вас... вместе же и утешаюсь, видя на вас благоволение Господа нашего Иисуса Христа. Мне остается только просить вас не изнемогать в таковых посещениях свыше, но продолжать благодушествовать с несомненною верою, что силы ваши известны Господу и предложение. Выше сего не обременитесь искушениями - небезызвестно вам, что где искушение, там треба быть и терпению, а где терпение, там и заступление благодати и милость (преп. Лев).

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения (преп. Амвросий).

..Я в настоящее время очень болен, и святой Иов был тоже болен, но против Иовлевой болезни моя болезнь есть ничто, или не более, - комар сел и укусил (преп. Антоний).

Болезнь

Невозможное от человек возможно есть от Бога, который живит и мертвит, убожит и богатит. Над такими трудно и безнадежно больными исполняется слово Богоотца пророка Давида, который говорит: "наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя" (Пс. 117, 18). Может быть, и за его беспрекословное послушание он остался живым, а если бы не послушался, то очень может быть и умер бы беспомощным. Смерть его ожидала где-нибудь в дороге. Видно, еще и не уприиде час воли Божией этому быть. Послушание, брате, дело великое (преп. Амвросий).