Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Вражии козни

...Подивился коварству врага, возмутившего вас ничтожными оправданиями. Видите, какую он имеет силу и власть там, где родится оправдание в сердце, да будет же сие вам уроком вперед, и да простит вас Господь, и да поможет вам вперед сокрушать его козни силою смирения, на которое Господь призирает. Сколько стрел мысленных и словесных вылетело из сердец ваших, - а все не на поражение врага, а себя... В этом случае я ни ту, ни другую не оправдываю: обе равно виновны, а ежели бы которая из вас приняла с самоукорением, то, конечно, другая была бы виновнее (преп. Макарий).

Видишь, как враг обольщает тебя мнимыми твоими добродетелями, чтобы совершенно предать прелести и исступлению ума, а ты, неискусная, и радуешься, думая, что победила уже; как же, не бывши еще на брани, думать о победе? Святые отцы и по многих бранях, победивши страсти, усовершились в смирении и чрез побеждение познавали свою немощь, не приписывали себе исправления, но Богу (преп. Макарий).

Еще прежде поездки вашей в Оптину Пустынь> ненавидяй добра враг старался тебя возмутить и не допустить до сего пути, зная, что откроются его коварства и козни чрез совершенное твое откровение и что впредь не будет он в силах делать тебе такие возмущения. Ты здесь, точно, по милости Божией, чрез веру твою находила успокоение в своей совести, по отъезде же твоем он опять возмутил тебя и чрез сии смущения навел и болезни, дабы приводить тебя к ропоту и раскаянию (преп. Макарий).

...Враги... силятся свергнуть с доброго основания послушания и повести самочинием и самосмышлением, по злой их воле, дабы после горькие плоды их вкушала (преп. Макарий).

...Враг нашел струну, которою беспокоит тебя, а ты, познавши свою болезнь, старайся о излечении ее самоукорением, смирением и откровением, и помысли, какие могут быть худые последствия от порабощения сей страсти? (преп. Макарий).

Мы воины духовные и имеем непримиримых врагов невидимых, бодрых, злобных, старающихся распленить разорить> град души нашей; не должно и нам продолжать жизнь нашу в лености и дремоте греховной, но, призывая в помощь Бога, противостоять врагу нашему. Он тогда только имеет силу против нас, когда мы самонадеянно и гордо думаем о себе, а если смиренномудрием во всяком случае водимся, то вся сила и сети вражий сокрушаются (преп. Макарий).

...Главные наши враги - бесы, которые борют нас нашими страстями; на все их козни, стрелы и сеть главное оружие - смирение, так как они горды, то и низлагают тех кои гордо думают с ними сражаться, а против смирения не могут устоять (преп. Макарий).

Сети вражии тонки и неудобно постигаемы, одно (лишь) смирение их избегает (преп. Макарий).

...Те6е враг наносит в помыслах на сестру, его цель сделать между вами возмущение, а ты самоукорением и желанием мира упраздняешь его козни. Это известно, как я вам и писал, что враг не престанет наносить вам обеим смущение, представляя немощи каждой не свои, а другой, а свою видеть правость. Ты знаешь, что одно только смирение может сокрушить все силы врага, а если будете доверять своей правде, то не может мир устроиться, что ж в этой правде, какой толк? (преп. Макарий).

В Евангелии сказано: Молитесь за врагов ваших (Ср.: Мф. 5, 44), - и, действительно, враги, желая нам досадить и сделать что-либо злое, делают это исключительно по своему нерасположению к нам, но по большей части своим злом пресекают большее зло, которое грозило нам. Поэтому они истинные наши благодетели, за которых нам надо молиться (преп. Варсонофий).

...Видимых врагов у тебя быть не должно, против них одно оружие: молитва за них, ну а невидимых у тебя всегда было много и будет много... (преп. Варсонофий).

Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только, как детей, пугает. Свиньи целый легион не смел коснуться: вас ли, Божиих послушниц, тронет? (преп. Анатолий).

Ведь сама же видишь, что враг целые годы тебя пугает, а ведь до днесь не сделал ничего. Да и сделать ничего не может, ибо ты живешь не сама по себе, а под покровом Матушки и благоговейных сестер. Батюшка Амвросий вот что о тебе сказал: "Отчаиваться не следует, а надо надеяться на милость Божию". Враг только внушает помыслы, а сделать ничего не может без попущения Божия, и если мы сами не согласимся с ним. И ты не соглашайся с ним, вот он и ничего не сделает тебе (преп. Анатолий).