Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Желаю тебе вспомнить тот час, когда преподобная, находясь между небом и землею, глядела с ужасом на страшного змия, который желал мгновенно проглотить ее. Теперь это в наших руках: можем запастись силою свыше не бояться его. Начнем смиряться, и власть наша над этим змием будет несомненна. И дело спасения в нашей воле (преп. Анатолий).

Диаволу очень злобно, что ты избегла его когтей, он хотел с тобою расправиться, как и с роднёю твоею расправился. И вот ему и завидно, и от своих демонов стыдно, что упустил жертву и молоденькая девочка перехитрила его. Все это его раздражает, и он борется с тобою, жаждет поглотить тебя, но не сможет. Ибо Сам Господь сказал: "Кто в вас, больше того, кто в мире" (1Ин. 4, 4). То есть Иисус, победитель ада и диавола, больше князя мира сего. "Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижится вовек" (Пс. 124, 1) (преп. Анатолий).

...Скорби твои вовсе не так велики, как враг тебе представляет. Дома ты натерпелась бы гораздо больших, но за те враг тебя так не сокрушал бы, а как эти несешь Бога ради нашего, Сладчайшего ради Иисуса, то диавол и томит тебя (преп. Анатолий).

Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о диаволе - суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как же они войдут в людей? И еще монахов? (преп. Анатолий).

Что тебе теперь тяжело и страшно - это обычная диавольская уловка: смутить человека и отстранить от дела, но это все пройдет (преп. Анатолий).

...На вопрос твой, может ли враг принять вид Владычицы и являться прельщенным? - Может (преп. Иларион).

Вот что вы ту заутреню всю продремали, сие от врага всеобщего, потому что он ненавистник нашему христианскому роду... (преп. Лев).

Вопрос: "Батюшка, из братии у одного я вижу то, у другого другое..." Ответ: "Ну, вот - это диавол всегда так. Он иногда нам представляет взгляд брата совсем другим, не таким, какой он на самом деле. Тебе кажется, что брат посмотрел на тебя злобно, оскорбительно для тебя, а на самом деле этого вовсе нет. Так он может представлять нам что-либо другое. Вот какой был здесь случай. Был здесь один иеромонах о. Венедикт и еще монах о. Арсений, монах хорошей жизни. Он почти не выходил из кельи вследствие своей болезни, вел особую жизнь. Один раз о. Венедикт идет к себе в келью, а у крыльца о. Анатолия он видит, стоит о. Арсений. Взгляд у него какой-то злобный, враждебный, под благословение не подходит. Отец Венедикт посмотрел на него и прошел мимо с великим удивлением. Идет он и только что начал заворачивать за в церковь, ему навстречу с совершенно противоположной стороны идет о. Арсений. Лицо у него веселое, подходит он под благословение. Отец Венедикт, еще больше удивляясь, спрашивает: "Где ты был?" - "У отца Тимона". - "Как? Я сейчас видел тебя> около крыльца батюшки Анатолия". - "Это тебе померещилось. Сам видишь, откуда я иду". Тогда о. Венедикт пошел за разрешением сего к батюшке Анатолию. - "Ну, что же здесь удивительного? А еще ты иеромонах, а этого-то не знаешь? Это был, конечно, бес в облике о. Арсения"... (преп. Варсонофий).

Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет, - как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой... Смотри, не будь мухой, а то также зажужжишь (преп. Амвросий).

Вопрос: "Что значат слова: "Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего" (Еккл.10, 4)?" Ответ: "Слово владеющаго относится к искусителю, врагу нашему душевному, который чрез то, что человек преслушал заповедь Божию и послушал злое внушение врага, сделался князем мира и князем, владеющим чрез послушание человеческое. Он, как Адама с Евою прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих, если не возможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение чрез друзей и знакомых, под благовидными предлогами. Помни это и старайся не забывать, также помни и сказанное в старчестве: "сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит". Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо, или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходить оное. Смиряться же потребно, и полезно, и необходимо всем, как крепким, так и особенно слабосильным. Смирение может заменять внешние труды. А без смирения и большие подвиги не могут приносить пользы (преп. Амвросий).

Врачевание души

Когда же справедливая на него падает вина, как вы объясняете, Бог ему судья, и я не забочусь защищать его в порицании. Но желаю, чтобы он уврачевался в своей совести, в таком намерении я прочитал ему ваше писание, как очистительную микстуру, и он, хотя и нехотя, всю ее проглотил до капельки и довольно поморщившись содрогнулся, охуждая, что она слишком противна, а я ему хвалил, что она полезна. Лекарство обыкновенно не лакомо вкусу - но весьма противно, однако мы принимаем его, невзирая на отвращение натуры, как целебное и недуга избавляющее; и для здравия телесного какой не принимаем дряни внутрь произвольно для здравия телесного, а для души не то же ли надобно принимать как исцеляющее главный недуг гордости нашей (преп. Моисей).

Время

И кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце - фитиль, молитва - огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном - действие Духа Святаго или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени в смехах да шутках, невозвратимого времени; все эти временные утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую темноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным Своим: "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть" (Мф. 26, 41)... (преп. Анатолий).