Поучения Преподобных Оптинских Старцев

К угадчице вперед не советую вам ходить, чтобы вам не подвергнуть себя шестилетней епитимий и отлучению от приобщения Святых Тайн, как сказано в правилах Кормчей. В житиях святых нигде не видно, чтобы они гадали на чем-либо и угадывали разные покражи и поджоги. Из жития преподобного Никиты видно, что это делается, по искушению противной силы, с своими зловредными расчетами (преп. Амвросий).

Искать ответов на недоумения чрез записочки и другие образы не следует, надо оставить, - это суеверие и походит на ворожбу, которую Церковь наша запрещает и отлучает за то на семь лет (преп. Иларион).

Гипноз

Говорил батюшка и о страшной силе гипнотизма. Воистину это страшная сила. Обыкновенно этой силой пользуются колдуны, чародеи и другие злые люди для совершения зла. Например, приказывают человеку убить себя, и он убивает. Почти единственной, если не единственной силой против него является Иисусова молитва (преп. Варсонофий).

Гнев

Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные (преп. Макарий).

Из письма твоего вижу: успокоение твое в совести получила и остерегаешься с кем-нибудь немирствия, но на гнев часто воспаляешься, а это противоположно первому намерению; из сего видно, что, остерегаясь от порока, допускаешь входить в тебя о себе мнению, ибо гнев есть порождение гордости, и где есть падение, там предварила гордость; ежели будем в уме иметь Христово смирение и сами смиряться, то гнев угаснет (преп. Макарий).

...Паки жалуетесь на поползновение свое от гнева. Не должно много смущаться за сие, но, познавши, что имеете в себе залог сей лютой страсти, попекитесь, при Божией помощи, об исцелении оной. Но она не может исцелиться без того, чтобы кто нам оной не показал, а вам показывают ее дети, смотрением Божиим, чтобы попеклись об исцелении оной. "Смутихся и не глаголах" (Ср.: Пс. 76, 5), - пишет Давид. Да надобно еще укорять себя, а когда пройдет смущение страсти, тогда можно сказать им с кротостью, что больше и на них подействует, и вам послужит в пользу (преп. Макарий).

Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаешься (преп. Иосиф).

Не обезумь от гордости и гнева... А ты, по милости Божией, по-христиански, по-монашески, потерпи, дай девочкам хороший пример, полюби противных, и Господь полюбит нас грешных! (преп. Анатолий).

Известно, отчего гнев происходит. Пес, когда не дают ему или отнимают кусок мяса, рвет и лает. Значит, и мы с тобою любим... свою вольку. И если нам препятствуют улучить ее или не обещают покоя, мы, особенно я, лаем и, пожалуй, кусаем брата (а сестра сестру). Всмотримся же в истинную причину зла и познаем дело. И поспешим врачеваться. Или, по крайней мере, зазрим себя и поспешим к мудрому беззаконнику - мытарю (которого похвалил Господь) (преп. Анатолий).

Жалуешься, что тебя борют страсти: ропот и гнев! Что ж нам с тобою делать?.. Куда ж нам убежать от себя? Потерпи, Т., и Господь поможет. А только знай, что эти страсти, то есть ропот и гнев, чисто диавольские. Святой Исаак Сирин говорит, что грешаща человека милует Бог кающагося, ропотника же не простит, если не накажет. А потому всеми силами смиряйся. А если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения. А что строги к тебе иные, тем не смущайся. Строгость многих спасла, а поблажка многих погубила. И Златоуст говорит, что большая часть спасающихся спасается страхом геенны (преп. Анатолий).

Что ты так зла, конечно, похвалять тебя не стану, но скажу по секрету, что злой не кается и не окаивает себя, а ты болишь об этом, а такая болезнь есть хороший признак - признак возможности исцеления. Только потерпи (преп. Анатолий).

А теперь скажу: на Г. ли, или еще на кого, гневаться грешно. Прямо сказано: "Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть" (1Ин. 3, 15). Смирись. Укори себя, себя, а не других. За Г. и И. ты не ответишь, а за себя непременно ответишь (преп. Анатолий).