Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Против гордости - воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится (1 Пет. 5, 5) (преп. Макарий).

Но ведь дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня гордости>, а оному исторгнуту бывшу, и все ветви страстей иссохнут и отпадут... (преп. Макарий).

Вы у игуменьи проситесь жить вместе с сестрой в одной келье. Ты пишешь, что осуждаешь. Но ведь это труды и подвиги, все пропадет. Гордым нет места на небе - но во аде с бесами. Подумай об этом хорошенько. За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость - никто не будет наследником Царствия Божия, если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной (преп. Иосиф).

Гордая монахиня, бывшая сборщица, не хочет принимать ваших слов. Ну и Бог с ней. У святого Лествичника написано, что гордых силен исцелить только Един Бог. А потому молитесь за нее, чтобы Сам Господь имиже весть судьбами вразумил и наставил ее на полезное и спасительное (преп. Иосиф).

Краеугольный камень иноческого жития есть смирение. Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость - все пропало. Подобно тому, как погибают, делаются ничем пятисотрублевые кредитные билеты, брошенные в огонь. Пока они вне огня, они имеют огромную стоимость, но лишь только попали в огонь - превращаются в пепел, ничего не стоящий. Или еще, человек с великими добродетелями, но гордый - подобен огромному кораблю, нагруженному всякими драгоценностями, но не входящему в пристань, а гибнущему среди моря. Так с одной стороны велик и гибелен порок - гордость, а с другой - так спасительно смирение. "На кого воззрю, только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих" (Ср.: Ис.66, 2), - говорил Господь (преп. Варсонофий).

Ту гордыню, в которой они бесы> стоят перед Богом, мы себе даже представить не можем. Мы не можем понять, с какою ненавистью относятся они к Богу... "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5). Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится как бы уже сродни бесу... (преп. Варсонофий).

За гордостью, словно по стопам ее, всегда идет блуд (преп. Варсонофий).

Ты пишешь, что с прочими своими грехами помнишь беспредельную свою гордость и тщеславие, которые и суть причиною всех твоих скорбей и бедствий душевных и телесных, ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Помня о беспредельной гордости своей, не красуйся ею, но сбрось с себя, яко непотребную одежду, и старайся облечься в ризу смирения, которая прикроет твою душевную наготу и доставит радование и веселие души (преп. Лев).

...А как> и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь - гордость приложением сих пластырей с Божиею помощью (преп. Лев).

Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится смирению, смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не престает искать спасения душевного (преп. Лев).

Брат N. в сомнительном состоянии. Это неудивительно, к прежнее в нем напоение отрыгается, в гордости житейской бывшее между теми мыслителями, о которых есть слово истины: "рече безумен в сердце своем: несть Бог" (Пс. 13, 1) (преп. Моисей).

Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская (преп. Моисей).

Ежели ты с сестрой родной жить не можешь, то и с Ангелом в раю, похоже, что не уживешься - по гордости (преп. Иосиф).

Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет, и все будут говорить: достоин сего (преп. Амвросий).