Поучения Преподобных Оптинских Старцев

А гордость страшна тогда, когда не замечаем ее, а если замечаем и каемся и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех (преп. Анатолий).

Говоришь, что у тебя на душе трудно и беспокойно: это ни от чего другого, как от гордого устроения твоего. Господь успокаивает и утешает смиренных и кротких, а гордые пожинают плоды своего устроения: смущение, немирство, беспокойство и прочее, как пишет святой Исаак Сирин; в монастырь жить - не на покой пришла, а на брань против страстей и злых духов, тогда будет покой, когда победим страсти и совершенно смиримся (преп. Макарий).

НІе вдруг лезь на небо, но смиренно поступай, а то хуже всех грехов, когда гордость и мнение обладают тобою (преп. Макарий).

Пишешь, что тебе кажется, ты лишняя, хотя этого тебе никто не говорил. И спрашиваешь, отчего это? Тебе эту задачу разрешил бы наш почти всякий послушник: "Оттого, что ты не первая". Если бы у тебя было чувство христианского смирения, ты никогда и не подумала бы, что о тебе обязаны другие помнить, что ты стоишь того, чтобы быть в ряду, словом, что ты нелишняя. Тотчас же просишь совета, как от этого избавиться, и что ты нетерпелива и раздражительна. Как избавиться, давно изрекла Истина: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11, 29) (преп. Анатолий).

Гордость есть первая степень бесовского устроения. Но хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, попускает диаволу и людям смирять нас... (преп. Анатолий).

Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощенья (преп. Анатолий).

Смири же себя! А то от тебя пахнет гордынею! Меня начальницы презирают, меня все сестры презирают! Да имеешь ли что, за что б тебя почитали? А нету, так смирись! И спасешься! (прей. Анатолий).

А гневна и непокорна ты - от гордости. Молись, терпи, и пройдет (преп. Анатолий).

Тебе кажется, что у тебя послушание более всех, а мне кажется, что у тебя гордости более всех. Иначе не пришла бы тебе в голову такая мысль. А что трудно тебе, в этом я уверен. Ибо всем трудно спасти свою душу (преп. Анатолий).

Если у тебя так сильно проявляются гнев, ропот, то это верный признак души гордой. Смирись, укори себя, и силен Господь подать тебе руку помощи и утешить (преп. Анатолий).

На вопрос инока, вопрошавшему его, как победить гордость, старец сказал: "Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится" (преп. Исаакий).

....Гордость бывает разная. Есть гордость мирская - это мудрование, а есть гордость духовная - это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что он может дать, а большего не требуй... Наш учитель - смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия - это все.. Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись, да скажи себе: "Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия..." Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются перед тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя, и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет на душе... (преп. Анатолий).

Жил в монастыре монах, который все говорил: "ах, я окаянный!" - Раз игумен пришел в трапезу и, увидав его, спрашивает: "Ты зачем тут со святыми отцами?" Монах отвечает: "А затем, что и я тоже святой отец" (преп. Амвросий).

Распустили про одного монаха слух, что он святой. И все даже в глаза ему говорили это. А он все называл себя грешным и при этом смиренно кланялся всем. Но вот раз он кому-то по обыкновению своему сказал: "я грешный", а тот ему в ответ: "знаю, что ты грешный". - Он так и встрепенулся: "как? Разве ты что-нибудь про меня слышал?" (преп. Амвросий).