About true Christianity. Volume 2

Глава 2: О языке человеческом

"Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие" (Иак.1:26)

37. Ничем так не грешит человек, как языком, когда им не управляет по надлежащему. Язык клянет людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству. Язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, неправде всякой. Язык лжет, льстит, обманывает. Язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит. Язык виноватых в суде оправдывает и правых обвиняет. Язык в купечестве худую вещь за добрую продает. Язык касается монархов, которые никакому земному суду не подлежат. Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят. От языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира, Который "не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1Петр.2:22). Язык изрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом.

38. Язык бесчисленное зло на свете делает. 1) Язык одному монарху на другого клевещет: от чего вражды, ссоры, битвы, кровопролития происходят; столько тысяч неповинных людей падает; столько вдов и сирот плачущих остается; столько государств, городов, сел запустевают; столько сумм денежных и всякого иждивения напрасно пропадает. 2) Язык рассеивает ереси, расколы, соблазны, и от того делается много Церкви Святой вреда, людям пагубы, церковным правителям беспокойства и труда, как дело само показывает. 3) Язык клеветой наполняет уши царей, князей и прочих власть имущих, от чего много неповинных погибает. 4) Язык также отягчает судебные места коварными и бессовестными клеветами, от чего присутствующим и служителям канцелярским бесполезные беспокойства и затруднения. 5) Язык, касаясь злословием властей, приводит их в подозрение, от чего им бывает презрение, непослушание от подвластных, а в них самих бесстрашие, своевольство; в обществе замешательство и всякое нестроение. 6) Язык немощных и малодушных приводит в несносную печаль, уныние и в отчаяние. 7) Язык в одном городе и селе между соседями, в одном доме между женой и мужем, между братьями, сестрами, рабами, между друзьями любезными ссоры и драки делает. 8) Язык открывает секреты, которые по присяжной должности твердо хранить должно, от чего также многие затруднения и беды происходят. 9) Язык часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово

выпустил, которого возвратить невозможно. Вкратце сказать: сколько на свете бед есть или было, все язык или учинил, или умножил. О, язык необузданный! "Небольшой член, но много делает, это - неудержимое зло, исполненное смертоносного яда" (Иак.3:5-8). Блажен и мудр обуздывающий язык! Блажен, кто "для слов своих" сделал "вес и меру, и для уст своих - дверь и запор! Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло", - говорит Сирах (Сир.28:29;19:6). Истинно Соломон написал: "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою" (Притч.13:3); и еще: "Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою" (Притч.21:23). Окаянен и безумен, кто не хранит своего языка, не знает времени молчать и времени говорить: "Человек злоязычный не исправится на земле" (Пс.139:12). "Смерть и жизнь - во власти языка" (Притч.18:22); ибо "преткновение от земли лучше, нежели от языка" (Сир.20:18). "Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его - ярмо железное, и узы его - узы медные, смерть лютая - смерть его, и самый ад лучше его" (Сир.28:21 - 23).

39. Если язык, разумом не управляемый, бывает виною стольких грехов и бед, - должны мы стараться его обуздывать. Но старание без помощи Божией мало что может, "ибо неудержимо зло", как говорит апостол. И хотя две ограды, то есть зубы и губы имеет, однако прорывается. Ибо сердце человеческое, как сосуд переполненный, все, что не вмещается, вон извергает, и таким образом "от избытка сердца говорят уста его", по словам Господа (Лк.6:45). Поэтому должны мы смиренно молиться с Псаломником всемогущему Богу: "Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих" (Пс.140:3), чтобы и сердце исправил, и язык - орудие сердца - направил и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять.

Статья 3: О грехе вообще и следствиях греха

Глава 1: Какое великое зло грех

"Горе беззаконному! Ибо будет ему возмездие за дела рук его" (Ис.3:11)

40. Грех - все то, что ни делается против святого и вечного Божия закона, как учит апостол: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1Ин.3:4). Грех - преступление и разрушение вечного и неизменного Божия закона, ослушание и противление святой Божией воле.

41. Грех бывает делом, словом, помышлением, желанием и намерением. Делом, как-то: убийство, хищение и прочее; словом, как-то: хула, злословие, клевета, сквернословие и прочее; помышлением, как-то: сквернословие, услаждение в помысле, бываемое от похоти блудной, тайная ненависть, злоба и прочее; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщения и все, что ни хочет человек сделать против закона Божия, каковой грех есть против десятой Божией заповеди: "не пожелай" (Исх. 20:17).

42. Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим поведенное оставляется. Грешно убивать, но грешно и бедствующему, например, утопающему в воде, руку помощи не подавать. Ибо Бог в законе Своем повелел как уклоняться от зла, так и творить благое: "уклоняйся от зла и делай добро" (Пс.33:15); и как сказал: "не укради" (Исх.20:15), так повелел: "просящему у тебя дай" (Мф.5:42). Поэтому казнь от Бога определена не только за злые дела, но и за оставление добрых дел, как написано: "Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк.3:9); и в огонь вечный отсылает Господь не сотворивших дел милости, как читаем у святого Матфея в главе 25-й, где образ суда Христова представляется. Поэтому как зло делать, так и добра не делать грех есть. Как творение зла, так и оставление добра бывает против закона Божия, запрещающего зло и повелевающего добро.