О божественных тайнах и о духовной жизни

21 Вар. "такой неровностью". ^

22 Мы перевели этот абзац свободно. Вот вариант более буквального перевода: "Таким вот образом чередование помощи с немощью происходит в человеке на всякое мгновение и на всех этапах подвижнической жизни: будь то в бурях, воздвигаемых против целомудрия, или в сменах состояний> радости и уныния. Ибо по временам бывают у человека> светоносные и радостные движения, но вдруг опять появляется туча и мрак. Таким же образом происходит> с вещами, которые открываются в каких-либо таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие же перемены переживаются человеком, который служит Богу>, с ощущением помощи от божественной силы, которая внезапно прилепляется к уму, или с противоположным ощущением>, когда цель заключается в том, чтобы он осознал слабость своего> естества, и каково его естество, и насколько оно слабо, немощно, неразумно и младенчественно - и потом, в мгновение ока, до каких высот он поднимается в своем знании и в славных и чудных вещах, которые он ощущает в себе!" ^

23 Термин "истязатели" (сир. qestonare, калька с греч. kouaistionarioi, заимствованного, в свою очередь, из латыни) указывает на людей, демонов, диких зверей и пресмыкающихся, о которых шла речь в пункте 6 настоящей Беседы. ^

24 Букв. "с помощью Божией>, которая - от благодати". ^

Беседа 10

О чине размышления1 и о различных видах его; и что является главной составной частью его; и о просветленном служении разума; и как приблизиться человеку к превосходной степени любви к Богу; и каковы отличительные свойства этой главной составной части.

1. Есть четыре различных вида спасительного размышления,2 при помощи которых трудится ум над орошением знания своего ради возрастания жизни на поприще праведности:

- о знании телесного служения;3

- о знании искусного и объединенного4 служения;

- о знании сокровенных борений против страстей>;5

- о знании просветленного служения, которое в Боге: оно бывает единственным образом с Богом.

2. Последнее тоже делится на три различные части: оно не сразу бывает просветленным, но сначала оно темное, а потом - просветленное. Как у некоторых видов деревьев источается сладкий сок6 под действием> солнца, точно так же, когда сияет Дух в сердцах наших, приближаются к светоносности движения размышления нашего - что называется "духовным образом жизни";7 тогда вопреки своей воле ум наш посредством некоей мысли влечется, словно в изумлении, к Богу.

3. Молитва же не является самостоятельной частью, отдельной от этих вещей>, но она смешана с ними, иногда порождая их, иногда же рождаясь от них.

4. Итак, всякий человек в том размышлении, в которое он ввергает себя, просветляется, и в той мысли, которой постоянно занят ум его, он умудряется и становится еще более сосредоточенным на ней, если, думая о служении праведности, он размышляет о делах праведности, и> бывает озарен.