О божественных тайнах и о духовной жизни

12. Но когда в размышление о Боге вовлечен ум его, человек> поднимается выше состязания. Не то, чтобы он преодолел помыслы, движения и страсти, но он царствует над ними, и они полностью исчезают. Они не побеждены, и никакой победы здесь нет; однако ни страсти, ни воспоминания о них, ни возбуждения их больше> не возникают, ибо такой человек> восхищен из мира; и все мысли, действия, различия и знание о них - всех их оставляет он долу, где им и место, тогда как ум взят из их среды. Но если добродетель состоит в страстях, добродетелях и прочем, тогда, вне всякого сомнения, по земле блуждает разум.

13. Когда же человек> размышляет о Боге и о богатствах волн того, что относится к Нему и принадлежит Ему, тогда он удаляется из мира, и дверь для всех воспоминаний закрывается, и остаются страсти на своих местах праздными, а он поднят превыше того места>, где они находятся. Ибо нет добродетели, не сопряженной с постоянной борьбой.

14. Есть один вид знания, сила которого в том, что он занят добродетелью; но есть и другой вид знания, который состоит в помышлении разума о Боге, как сказал блаженный Марк Отшельник: "Одно - знание действий,12 а другое - знание истины. Как солнце выше луны, так и второй вид выше и преимущественнее первого".13

15. "Знанием действий" он называет то знание, которое рождается из служения и состязаний со страстями, согласно установленным заповедям: умудряется человек в том, что относится к закону, когда размышляет о них и пользуется ими.14

16. Знание же истины есть то знание, при котором ум поднимается превыше всего и озаряется постоянным размышлением о Боге; и одной лишь надеждой посредством мысли бывает он возвышен к Богу. Это знание> не учит нас знанию страстей или служения и не показывает нам их>, но оно погружает нас в состязания и мысль о них, смешивая нас с Богом в своих движениях.15

17. Как же тому знанию возвыситься до этого вида мысли, и что является началом размышления о Боге? "Как найти мне место восхождения к Нему?16 Где положу начало тому, что относится> к Нему? Кто покажет разуму место восхождения к Богу и погружения в Него?" От опытного познания божественных реальностей17 возвышается человек в помыслах своих до созерцания Бога, которое есть истинное видение Его - не естества Его, но облака славы Его.18 И от вышеизложенного прежде всего возбуждается в человеке размышление о Нем, и затем размышление мало помалу охватывает ум его, вводя его и поставляя в облако славы Его и в тот Источник жизни, из Которого жизнь проистекает на всякий миг без перерыва для всех умов - как высших, так и низших; как тех, у которых делание укреплено в сверхтелесных высотах, так и тех, чье делание - земное и мертвое; как тех, чьи движения - огнь пылающий,19 так и тех, чьи движения ограничены грубостью естества их>.20

18.

Он сокровенен, ибо, хотя в Своей сущности Он живет в бесчисленных, неограниченных и безначальных эпохах, Его благодати было угодно сотворить начало времен и привести в бытие миры и тварные существа.

19.

Причем Он установил покаяние> вне времен и ограничений; оно не вызывает усталости, которая была бы сверх человеческой> силы; напротив, оно происходит в разуме, воле и совести, а также в сердце страждущем и сокрушенном, так чтобы всякому легко было получить пользу от него - быстро и в любой момент.

20. Не по какому-либо принуждению, и не против воли своей, и не без покаяния> наследуют они ту будущую славу; но угодно было премудрости Его, чтобы по своей свободной воле избирали они благое и таким образом имели доступ к Нему.

21. Все это> - для того, чтобы они думали, что по праву получили это, хотя это всецело от благодати, и что это принадлежит им.23 Ибо и в этом препятствии, которое поставлено на пути,24 есть некая тайна премудрости Его - чтобы они были под его25 властью, насколько возможно. И хотя я говорю это по-человечески, все же допустимо говорить такое и тому подобное; впрочем, не так, чтобы Ему был неизвестен конец пути каждого из нас. Но причина того, что оно поставлено на пути и то, почему необходим был дар покаяния, если мы хотим быть подняты до Его мышления и Его предвидения,26 и что от того или другого из них должно родиться - все это сокрыто от знания всех людей>.27

22. Ибо не могу я сказать также того, что какой-то опыт заимствовал Он от них и что окончательное воздаяние, которое Он совершит, будет основано> на этом опыте>: это не Его образ действий - чтобы от твари заимствовать начало Своих мыслей, которые безначальны, ибо бытиями являются все Его мысли, как и Он сам есть Бытие.28 И в отношении знания исхода Его действий я утверждаю: столь возвышено Естество сие, что нельзя говорить, будто в Нем> есть "помыслы", или "мысли", или что оно мыслимо, умопостигаемо или созерцаемо. Что же касается реальностей> будущего века, то Он знает, как определить волю Свою по отношению к каждой из них> таким образом, чтобы это соответствовало тварям; и не нуждается Он в чем-либо вне Себя для познания; впрочем, термины "вне" и "внутри" неприменимы к Нему.

23. И никакие возбуждения, движения или изменения29 не касаются естества Того, Кто, по Своей естественной и неизреченной благости, пришел к сотворению мира. И не мы были причиной того, что Он замыслил для нас такое благодеяние; и не была какими-либо противодействиями с нашей стороны возмущена гладь мирного океана естества Его.30 Эта блаженное Естество высоко, возвышено и славно; оно совершенно и полно в знании Его, полно в любви Его. Нет в Нем временного> "когда", и Он вечен во всем, что принадлежит Ему и свойственно Ему.