О божественных тайнах и о духовной жизни

Он сокровенен, ибо, хотя в Своей сущности Он живет в бесчисленных, неограниченных и безначальных эпохах, Его благодати было угодно сотворить начало времен и привести в бытие миры и тварные существа.

19.

Причем Он установил покаяние> вне времен и ограничений; оно не вызывает усталости, которая была бы сверх человеческой> силы; напротив, оно происходит в разуме, воле и совести, а также в сердце страждущем и сокрушенном, так чтобы всякому легко было получить пользу от него - быстро и в любой момент.

20. Не по какому-либо принуждению, и не против воли своей, и не без покаяния> наследуют они ту будущую славу; но угодно было премудрости Его, чтобы по своей свободной воле избирали они благое и таким образом имели доступ к Нему.

21. Все это> - для того, чтобы они думали, что по праву получили это, хотя это всецело от благодати, и что это принадлежит им.23 Ибо и в этом препятствии, которое поставлено на пути,24 есть некая тайна премудрости Его - чтобы они были под его25 властью, насколько возможно. И хотя я говорю это по-человечески, все же допустимо говорить такое и тому подобное; впрочем, не так, чтобы Ему был неизвестен конец пути каждого из нас. Но причина того, что оно поставлено на пути и то, почему необходим был дар покаяния, если мы хотим быть подняты до Его мышления и Его предвидения,26 и что от того или другого из них должно родиться - все это сокрыто от знания всех людей>.27

22. Ибо не могу я сказать также того, что какой-то опыт заимствовал Он от них и что окончательное воздаяние, которое Он совершит, будет основано> на этом опыте>: это не Его образ действий - чтобы от твари заимствовать начало Своих мыслей, которые безначальны, ибо бытиями являются все Его мысли, как и Он сам есть Бытие.28 И в отношении знания исхода Его действий я утверждаю: столь возвышено Естество сие, что нельзя говорить, будто в Нем> есть "помыслы", или "мысли", или что оно мыслимо, умопостигаемо или созерцаемо. Что же касается реальностей> будущего века, то Он знает, как определить волю Свою по отношению к каждой из них> таким образом, чтобы это соответствовало тварям; и не нуждается Он в чем-либо вне Себя для познания; впрочем, термины "вне" и "внутри" неприменимы к Нему.

23. И никакие возбуждения, движения или изменения29 не касаются естества Того, Кто, по Своей естественной и неизреченной благости, пришел к сотворению мира. И не мы были причиной того, что Он замыслил для нас такое благодеяние; и не была какими-либо противодействиями с нашей стороны возмущена гладь мирного океана естества Его.30 Эта блаженное Естество высоко, возвышено и славно; оно совершенно и полно в знании Его, полно в любви Его. Нет в Нем временного> "когда", и Он вечен во всем, что принадлежит Ему и свойственно Ему.

24.

Они не устают и не изнемогают, они быстры в движениях, незамедлительны в действии, страшны для взгляда; чудно служение их, богаты они в откровениях, возвышенны в созерцаниях; они всматриваются в место невидимой Шехины;31 сущности славные и святые, в девятичинных порядках устроенные Премудростью, Которая сотворила все;32 звука их славословий33 не может вынести слух облеченных в плоть: И поколебались верхи врат Святилища34 от звука их славословий, - говорит пророк.35 Они огненны в движениях, остры умом, восхитительны в знании, уподобляясь Богу, насколько это возможно.

25. Таковы малые крохи начала деятельного36 размышления, которое> мысленно происходит>, об этом божественном Естестве.

Ни одно из тварных естеств и ничто в творении> не возникает, не движется, не колеблется и не действует без Его повеления.37

26. Почему оставили мы этот Источник жизни и Океан знания, и блуждаем по земле в делах наших и попечениях наших, так что ночью и днем брошены мы в схватки, состязания и борения с помыслами, страстями, их воспоминаниями и возбуждениями, тогда как у нас всегда есть средство без борьбы иссушить все это, обратившись38 к Господу?

27. Невыносима для нас сила этих борений: как бы ни умудрились мы в распознании прилогов помыслов, все равно> будем побеждаемы и поражаемы ими. Никогда этих борений не избежим мы, ибо окончание одного борения заставляет вступить в другое. И если мы даже преуспеем в этом служении, будучи бодры и бдительны, все равно> от ржавчины страстей и нечистоты помыслов, даже если иногда> и побеждаем их>, мы никогда до конца> не очистимся.

28. Пренебрежем ненадолго этим помышлением и этим> блужданием долу, братья мои, и признаем, что немощны мы пред лицом этих помыслов и демонов; прибегнем к Господу и взойдем немного ввысь - туда, где иссыхают помыслы и исчезают движения, где угасают воспоминания и отмирают страсти, где естество наше проясняется и изменяется, когда> оказывается в ином веке.