О божественных тайнах и о духовной жизни

58 Сир. hullale - термин, означающий также разделы Псалтири, которые читались за богослужением. См. прим. 11 к Беседе 35. ^

Беседа 11

О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой форме>, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; и как> совокупность этого несет в себе> всесильный Крест.

1. В каком смысле и чей образ являет нам форма Креста, который содержится у нас в такой чести и которому радостно, с любовью и ненасытимым желанием поклоняемся, история которого как бы всей твари известна и повторяема ею?

2. Но как божественная сила таинственно живет в нем, - точно так же, как Бог имеет обыкновение действовать во всяком поколении, показывая чудо силы Своей в том, что на материальных1 предметах во все времена помещает Он страшным образом Свое честное имя и являет в них миру чудеса и величие и посредством их оказывает великие благодеяния человечеству, - все это мы опишем>, насколько возможно, простым словом о силе достославной и вечной, которая пребывает в Кресте, так чтобы стало понятно, что Он есть Бог, Который совершает и действует все во всем2 - как среди древних, так и среди людей> недавнего времени>,3 и во веки.

3. Мы не говорим о силе в Кресте отличной от той, благодаря которой миры пришли в бытие, силы> вечной и безначальной, ведущей творение во все времена и непрерывно, божественно и превыше всякого знания,4 в соответствии с волей Божества Его.

4. Что же? Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге,5 которому Народ6 поклонялся с великим благоговением и страхом, - жила>, совершая в нем чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом,7 то есть, кто смотрел на него в страхе, как бы на самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нем. Не только Народ почитал Его под этим именем, но и иные вражеские народы: Горе нам, ибо Бог Народа пришел сегодня в стан.8 Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в этом поклоняемом образе Креста, который почитается нами в великом сознании присутствия> Божия.9

5. Что же было в этом ковчеге, делавшее его столь страшным и исполненным всяких сил и знамений, помимо сосуда с манной, скрижалей Завета, начертанных Моисеем, и процветшего жезла Ааронова? Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, простершись на лице?10 Не были ли страшные откровения Божии11 явлены в нем, вызывавшие> почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нем - та самая>, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест.

6. Не в меньшей степени> явлена сила этой Шехины в знамениях и силах Креста, чем в тех предметах>, но даже в большей степени>. Не были ли все чудеса>, описанные в Деяниях, совершавшиеся руками апостолов, более великими, чем те, что совершались в древности?12 Кто не принимает последних, тот не поверит и в первые.13

7. Ибо многие силою Креста укрощали диких> зверей, показывали> дерзновение перед лицом огня, ходили по водам,14 воскрешали мертвых, останавливали чуму, заставляли источники течь в иссохшей и дикой местности, полагали границы морям, приказывали потокам великих рек течь в обратную сторону, обращали реки вспять.

8. Да что говорить об этом? Даже сам сатана со всей его властью страшится образа Креста,15 когда он начертывается нами против него. Но и о том, что важнее этих вещей>, послушай. Предметы>, которые имели место в том служении,16 со всеми знамениями и силами, происходившими в их присутствии, не могли искоренить даже малый вид греха, тогда как в служении Креста грех сделался подобен паутине, на которой висит нечто тяжелое, не могущее удержаться на ней. И если смерть была столь страшна для человеческого> естества, то сейчас даже женщины и дети смеются над ней. Смерть, которая царствует над всем, не только оказалась теперь легче для чад веры, но и у язычников весьма уменьшился страх перед ней по сравнению с тем, что было прежде.17

9. Почитаем Тот, Кто отменил Свой приговор нам через примирение, совершенное Им ради нас. Благословен Тот, Кто восхотел открыто явить в наши времена вечную любовь Свою, которую имеет Он по отношению к твари.

10. Ибо перед той деревянной конструкцией, о которой говорится, что в ней жила Шехина Божия, поклонение, полное ужаса, было постоянно воздаваемо Богу Моисеем и всем Народом.

11. Как это так, что Бог сказал в Законе Народу через Моисея: Не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу или подобию,18 - и однако же ковчег рукою плотников был построен, и эти скрижали были высечены руками Моисея из горы и его перстом надписаны? Но поскольку люди> употребляли имя идолов по отношению к тем предметам>, они получали наказание, тогда как в случае этих вещей>, поскольку славное и поклоняемое имя Божие было помещено на них, сила Божия была явлена в них открыто.19 Помощь и спасение через них получали люди>, и страшные знамения совершались в них сверхъестественно.