О божественных тайнах и о духовной жизни

12. Такими же свойствами обладает> Крест.20 Ибо сразу, как только этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, которая некогда> обитала там,21 и наполняется ею и становится местом божественной Шехины - даже в большей степени, чем ковчег>.22 Как служение Нового Завета более досточестно перед Богом, чем то, что имело место в Ветхом Завете, и как есть разница между Моисеем и Христом, и как служение, которое получил Иисус, лучше того, которое было дано через Моисея, и как слава человека более велика и более прекрасна в творении, чем слава> бессловесных23 предметов, так же и этот образ,24 который теперь существует, намного более досточтим по причине чести Того Человека, Которого от нас взяло Божество в жилище Себе, и по причине того божественного благоволения, которое есть в этом Человеке, ставшем полностью храмом Его,25 - благоволения, отличного от того прообразовательного благоволения, которое в древности> было в бессловесных предметах, прообразовавших, словно тень, будущие блага> во Христе.

13. Подобным образом если бы мы употребили другое имя по отношению к изготовлению этой формы, мы получали бы наказание, когда бы ни поклонялись ему, как те, которые тогда подменили поклонение Богу идолопоклонством. Ныне же, поскольку это - во имя Человека, в Котором живет Божество, о Котором постоянно говорится в Ветхом Завете, Которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь,26 мы понимаем все эти вещи>.27 Когда мы смотрим на Крест> во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть образ> того Человека, что был распят на нем, божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся - и все это через Крест.

14. Ибо и на крышку,28 которая была там помещена поверх ковчега, которая была изготовлена из золота и в которой> сила Божия была явлена открыто, не дерзал священник, когда только входил туда, поднять глаза свои и рассматривать ее, так как страшная Шехина Божества была на ней, и более страшным и досточестным был вид у нее, чем у всех прочих предметов, составлявших часть этого служения.29

15. Ибо говорят православные Отцы,30 что тайну человечества Господа нашего изображала эта крышка. Если же образ был так страшен, насколько более страшно> исполнение этих образов и тот самый Первообраз,31 Которому принадлежат тайны и образы. Но там была строгость и великий страх, которые требовались в том служении, здесь же - милость. Ибо там всякий, кто проявлял дерзновение, действуя беспечно по отношению к тем тайнам, образам и символам, немедленно получал наказание, подобно тем, которые были сожжены огнем своих кадильниц.32

16. Но поскольку> здесь излилась благодать без меры, строгость была поглощена милостью, и появилось дерзновение33 и родилась некая беспечность - не настоящая, конечно же! - но преизбыток дерзновения; а дерзновение обычно прогоняет страх, благодаря великой милости Божией, которая изливается на нас во все времена.

17. Для истинно верующих зрение Креста - не малая вещь, ибо все тайны понимаются через него. Но всякий раз, когда они поднимают глаза и смотрят на него, они как бы вглядываются в лик Христа и так выражают> они почтение к нему: видение его драгоценно для них и страшно, и в то же время вожделенно. И поскольку они также являются детьми, они имеют еще больше дерзновения к Нему, как дети обычно имеют дерзновение к своим родителем по причине доверчивой любви.34

18. И всякий раз, когда приближаемся мы к Кресту, мы как бы к телу Христову приближаемся: так это представляется нам по вере в Него.35

19. И через наше приближение к Нему и всматривание в Него мы сразу сознательно восходим умом своим на небо. Как бы благодаря некоему невидимому и сверхчувственному видению и почтению по отношению> к человечеству Господа нашего поглощено сокровенное видение наше неким созерцанием таинства веры.

20. Поэтому мы не стыдимся называть Его36 также Господом, Спасителем и даже Богом, ибо должны мы приносить молитву Ему как Создателю.37

21. Все это, как мы веруем, принадлежит тому Человеку, чей Крест> благоговейно почитается нами во имя Его и из-за Него; и все, что относится к Кресту>, говорится о Нем. Мы также без опасения называем человечество38 Господа нашего, Который поистине есть Человек, Богом, Создателем и Господом, и слова о том>, что Его руками были устроены миры и все было сотворено,39 мы божественным образом относим к Нему.40 Ибо Тот,41 Кому принадлежит все это, добровольно вселился42 в Него43 и дал Ему честь Своего Божества и власть над всем, по причине благодеяний, которые тварь через Него должна была получить и начало которым было положено> на Кресте. Также и ангелам приказал Он служить Ему, по словам блаженного Павла: Вводя Первородного во вселенную, Он сказал: И да поклонятся Ему все ангелы Божии.44 Ибо Он даровал Ему быть поклоняемым вместе с Собою без различения, единым поклонением: Ему - Человеку, Который стал Господом, и Божеству равным образом. Хотя естества сохраняются с их свойствами, нет никакого> различия в чести.

22. Ибо мы веруем, что все, что относится к Нему,45 поднято до Того,46 Кто принимает это на Себя, возжелав, чтобы Он47 участвовал в этой славе. Через Крест стало известным для нас все это, и точное знание о Создателе получили мы через этот предмет, который столь презренным считают неверующие.

23. Во Христе поистине удостоены любви Создателя и любви друг к другу все словесные существа - ангелы и люди равным образом,48 ради> единого исповедания единого Бога, Господа всего.

24. Ибо Крест - это одеяние Христа, точно так же, как человечество Христа - одежда Божества Его. Так Крест служит> образом, ожидая времени, когда истинный Прообраз будет явлен: тогда те предметы будут не нужны. Ибо Божество живет в человечестве неотделимо, без конца и навеки, то есть без ограничения. Поэтому мы смотрим на Крест как на место Шехины Всевышнего, святилище Господне, океан тайн домостроительства Божия.

25. Этот образ Креста являет нашему оку веры тайну двух Заветов, как было показано выше в своем месте. Ибо это также печать домостроительства Спасителя нашего.