О божественных тайнах и о духовной жизни

33. Достопоклоняем Бог, Который ради нашего спасения делает все в мире, чтобы приблизить нас к Себе прежде, чем откроется то будущее состояние>, в котором мы получим блага, достойные сынов Божиих.

34. Достопоклоняема тайна силы Креста, даровавшего нам все это. Ангельского знания удостоились мы через него благодаря силе, посредством которой всякая тварь была сотворена - как видимая, так и невидимая.

35. Всяких хвалений, прославлений и славословий достойно божественное Естество, Которое сотворило нас, дало нам все эти вещи и даст нам другие: Ему да будет поклонение, честь и прославление во веки веков. Аминь.

1 Букв. "телесных". ^

2 Ср. 1 Кор.15:28. ^

3 Т.е. в Ветхом Завете и в Новом Завете. ^

4 Букв. "знания всех". ^

5 Сир. qibota (ср. греч. kibotos). Тема ковчега завета (ср. Исх.26:10-22) играет важную роль в восточно-христианской анти-иудейской литературе VI-VII вв. ^

6 Т.е. народ израильский. ^

7 Ср. Числ.10:35-36. ^

8 Ср. 1 Цар.4:7. ^

9 Букв. "в великом знании о Боге". ^

10 Ср. Ис.Нав.7:6. ^

11 Или "откровения страха Божия". ^

12 Букв. "что совершались тогда". ^

13 Иными словами, без веры в события, описанные в новом Завете, невозможно полноценно воспринять и то, о чем говорит Ветхий Завет: эта мысль является отголоском анти-иудейской полемики. ^

14 Букв. "по морям" (т.е. по поверхности моря). ^

15 Или "крестного знамения". ^

16 Т.е. вышеупомянутые предметы ветхозаветного богослужебного обихода (ковчег, скрижали завета и пр.). ^

17 Иными словами, религия Креста принесла миру иное отношение к смерти: ее больше не боятся, как боялись в дохристианской древности. Содержит ли этот текст Исаака ссылку на времена мученичества, когда женщины и дети оказывались перед лицом смерти? Христианское спокойствие перед лицом смерти, согласно Исааку, оказало влияние и на языческий мир: отношение к смерти стало менее драматичным. ^

18 Ср. Исх.20:4-5. ^

19 Преп. Исаак проводит различие между идолами как изделиями рук человеческих и теми произведениями культового искусства, которые создавались руками человеческими во славу имени единого Бога. Иными словами, значение имеет не сам факт создания того или иного предмета культа людьми, но то, кому он посвящен. ^

20 Букв. "Также и здесь - с вещами, относящимися> к Кресту". ^

21 Т.е. в ковчеге завета. ^

22 Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей специальных молитв на освящение Креста: считалось, что Крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом божественного присутствия. ^

23 Букв. "немых". ^

24 Образ Креста. ^

25 Ср. Ин.2:19-21. Христологический язык этого и следующего абзацев соответствует традиционной восточно-сирийской терминологии. ^