О божественных тайнах и о духовной жизни

54 Бог Отец. ^

55 Синтаксис данного предложения позволяет понять его смысл двояким образом: либо речь идет о "свете, в который облачен человек (т.е. Христос-человек)", либо о "свете, в котором (пребывает) Тот, Кто облачен в человека (т.е. Христос-Богочеловек)". Последнее понимание не противоречит словоупотреблению Исаака и восточно-сирийской традиции; однако первое кажется нам более соответствующим смыслу данного отрывка. ^

56 Букв. "телесных". ^

Беседа 12

О созерцательном образе жизни и о том, как благотворное безмолвие и одиночество способствуют этой цели духовного знания.

1. В жилище или келлии того, кто в своем образе жизни достиг этой созерцательной беседы, ни один человек вовсе не должен проводить ночь. И более, чем во всякое время, в часы ночи он должен быть отрезан от всех и оставлен наедине, чтобы совершенное безмолвие1 было в душе его. Ибо Спаситель наш тоже по ночам избирал пустынные места, хотя чтил и любил безмолвие во все времена: "Пойдем, - говорит, - в пустынное место и отдохнем наедине. И Он сел в лодку и удалился в пустынное место - Он и ученики Его", и так далее.2 Но в эти часы3 Он особенно удалялся от людей и пребывал в безмолвии. Не имел необходимости так поступать Тот, Кто все может на всяком месте>: и тем не менее Он никогда не проводил ночи в обитаемых местах. Он взошел на гору помолиться наедине и вечером оставался там один.4 Для научения сынов света, которые впоследствии пойдут по Его стопам, следуя> этому новому образу жизни, вел Он эту одинокую беседу с Богом. Эта беседа>, которой обладают только небесные чины, была явлена людям в Сыне Божием, сошедшем до их жилища и показавшем им служение невидимых существ>, чья задача заключается в возношении хвалений Богу в том великом безмолвии, что разлито по всему их миру - чтобы посредством этого возводиться к созерцанию этого славного естества Троицы и пребывать в изумлении, видя величие этой неизреченной славы.

2. Такой образ жизни будет вести все человеческое естество после всеобщего воскресения. Да удостоимся мы, как бы в залоге, наслаждения уже здесь грядущими благами, по благодати Христа, Которому, вместе с Его Отцом и со Святым Духом, да будет слава и честь во веки веков. Аминь.

Беседа 13

О воспитании внутреннего человека.

1. По мере приближения человека к познанию истины он становится менее подвержен действию чувств и постоянно движется к рассудительному молчанию.1 А по мере приближения его к образу жизни мира сего в служении своем приобретает он горячность и возбуждение чувств.

2. Образ бытия и поведение жизни сей способствует деятельности чувств, а образ грядущей жизни> - духовной деятельности. И когда бы ни удостоился человек этого знания, члены его внезапно ослабевают, и ниспадают на него безмолвие и тишина; ибо прекращается в поведении новой жизни всякое пользование чувствами. Поскольку даже в сем мире не выносят чувства встречи с этой тайной, - хотя, словно в некоем сне, прекращают они свою деятельность в минуту покаяния, даже несмотря на то, что не они встречают тайну>, а внутренний человек, - да дарует тебе Бог познать силу будущего века,2 и ты уже здесь прекратишь всякое участие в настоящей жизни.3

1 Сир. (etqa d-purana - букв. "молчание различения", "молчание рассудительности". Вар. "гробовое молчание". ^

2 Евр.6:5. ^

3 Букв. "всякое пользование настоящей жизнью". ^